В Воронежском театре драмы во второй раз проводится СИТО – современное исследование театральных объектов.
Если в прошлом году в рамках проекта предметом рассмотрения были пьесы Ивана Вырыпаева, то на этот раз решено обратиться к киносценариям – «Девочка Надя, чего тебе надо?» Геннадия Шпаликова, «Мой брат умер» Алексея Балабанова, «Весна» Ренаты Литвиновой и Глеба Алейникова, «Анна» Петра Луцика и Анатолия Саморядова. В качестве постановщиков приглашены молодые режиссеры-выпускники школы-студии МХАТ и Центра имени Мейерхольда (мастерская Виктора Рыжакова): Елена Ненашева, Никита Бетехтин, Тимур Шарафутдинов и Иван Комаров.
В условиях тотальной мобилизации
СИТО подразумевает работу в формате творческой лаборатории. На этот раз в проекте занято порядка 30 артистов театра. Четыре режиссера представляют четыре киносценария, воплощенные в театре. Время для подготовки – пять дней.
Показ эскизов спектаклей назначены на 20 и 21 апреля. Будут задействованы большая и малая сцены, репетиционный зал и трюм под сценой. Как и в прошлом году, после каждого показа проходит обсуждение со зрителями. Также публика сможет проголосовать за понравившийся эскиз, то есть выбрать то, что может быть в дальнейшем доработано до полноценного спектакля, который войдет в репертуар театра драмы.
Как отмечают организаторы творческой лаборатории, в работе такого рода важны не только итоговые показы, но и сам процесс, в ходе которого мобилизуются все силы театра.
«Мы сделали шаг в развитии этого проекта. Огромное спасибо режиссерам, которые приехали, они будоражат наш театр, оживляют наших актеров. Я нахожусь в каком-то восторге, бегаю, помогаю. Мы с нетерпением ждем показов. Когда ребята уедут, я уверен, что театр с этой новой энергией продолжит репетировать, создавать спектакли, это ощущение, я думаю, нам пойдет на руку», – поделился впечатлениями от проекта «СИТО» его куратор Никита Рак.
Путем киносценаристов
Приехавшие режиссеры работают над своими спектаклями в Москве. Ребята признаются, что поначалу с недоверием восприняли идею поездки в Воронеж, однако то, что происходит в рамках проекта «СИТО», действительно значимо и интересно для самих режиссеров, воронежского театра и местной публики.
«Я уже поработал во многих театрах и могу сказать, что в воронежском театре драмы одна из самых сильных, самых обаятельных трупп. Для нас было открытием, в какой творческой форме находятся артисты. В своей работе мы идем от авторов. Вот, например, как можно сделать Шпаликова вне интонации Шпаликова? Мне важно было услышать 1974-й год, год смерти Шпаликова и год написания этого сценария. У меня будет эскиз на большой сцене, и меня это нисколько не смущает. Постановка должна быть в первую очередь про что-то и зачем-то», –рассказал Никита Бетехтин, режиссер эскиза ««Девочка Надя, чего тебе надо?».
«Я поразилась, насколько артисты готовы к современному, к формату лаборатории. Каждый день мы начинали работу с тренингов, старались много экспериментировать с пластикой, с поиском звучания. Мы, конечно, пошли за Балабановым, но все сценарии у него очень разные. Я бы сказала, что наш эскиз – это притча с элементами экшена. Это действительно очень глубокий, очень интересный текст, в котором очень много мостов. В ходе работы мы для каждого героя придумали философский архетип, то есть у артистов есть внутренняя задача второго плана. Современный театр идет к междисциплинарности, и говорить о чистых жанрах, если речь не о классическом драматическом театре, уже странно. В нашем эскизе есть пластические решения, есть работа с медиа, с проекцией», – рассказала Елена Ненашева, режиссер эскиза «Мой брат умер».
«У меня сценарий Петра Луцика и Анатолия Саморядова «Анна», такая мелодрама из 90-х годов. Сначала мне хотелось выбросить текст и сделать вообще некую свою ассоциацию. Но мне показалось, что это будет нечестно, и нужно услышать именно автора, нужно рассказать мелодраматическую историю в интересном пространстве и найти, как это будет звучать там. Мое пространство – это трюм под сценой», – отметил Тимур Шарафутдинов.