aif.ru counter
529

Когда пересядем в метро? О радикальном решении транспортной проблемы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Черноземье 20/09/2017
Каждое утро у большинства горожан начинается с давки в автобусе.
Каждое утро у большинства горожан начинается с давки в автобусе. © / Александра Горбунова / АиФ

В ответ на ежедневные жалобы водители и пешеходы слышат бесконечные посулы решить проблему в ближайшее время. Однако который год все обещания вязнут в несбыточных прожектах.

В огне и по «встречке»

В начале сентября стало известно: в Воронеже всё же появятся платные парковки. Мэрия собирается заключить договор концессии с белгородской фирмой, которая уже выполняла подобные заказы в Белгороде и Курске. Планируется, что платная зона охватит 52 улицы в центре города от Университетской площади до площади Заставы и от Цирка до Чернавского моста.

Разумеется, большинство автомобилистов отнюдь не в восторге от такой меры, но, по мнению экспертов, она неизбежна: всем современным крупным городам приходится ограничивать доступ в центр для личного транспорта. Беда в том, что достойной альтернативы в виде комфортного общественного транспорта в Воронеже по-прежнему нет.

Впрочем, речь даже не о комфорте: воронежские автобусы подчас опасны для жизни. Так, 10 сентября дотла сгорел очередной «ПАЗик» — машрутка вспыхнула на ул. Степана Разина. А на следующий день Интернет облетело видео: автобус объезжает пробку на ул. Хользунова прямо по встречной полосе.

Степень деградации городского транспортного хозяйства описать трудно. Так, недавно воронежцы, живущие рядом с перекрёстком ул. Вл. Невского и 60-й Армии, написали письмо в Роспотребнадзор. Здесь на открытой площадке стоят автобусы маршрутов 54 и 15а. Фирма, контролирующая маршруты, даже не потрудилась поставить биотуалет —  в итоге водители справляют нужду рядом с автобусами. Пейзаж с «писающими мальчиками» каждый день наблюдают идущие в школу дети, а родители в ответ на замечания слышат только отборный мат.

Обещанного пять лет ждут?

Чтобы горожане не жаловались и не теряли надежды, на бортах маршруток уже несколько лет неизменно значится: «Программа обновления городского транспорта». Действительно, за 2,5 года перевозчики обновили парк примерно на треть — приобрели 609 новых автобусов. Правда, в основном —  те же ПАЗы, которые начали ходить уже по центральным маршрутам.

Но, главное, ничуть не изменилась система: все расчёты идут наличными, водители отдают положенную сумму «хозяину», а остальную выручку оставляют себе. Неудивительно, что маршрутчики работают, лишь пока им выгодно: в итоге нормальное пассажирское сообщение прекращается уже после девяти вечера, а то и раньше.

Ситуацию могла бы исправить система безналичных расчётов, которая уже давно действует в Москве, Липецке, Белгороде, Ярославле и многих других городах. Помнится, мэр Александр Гусев обещал, что работа по внедрению оплаты карточками начнётся уже в 2015 году, но первый эксперимент провели только в этом. И то: банковской карточкой можно расплатиться лишь на двух троллейбусных маршрутах, дальше дело пока не пошло.

Отчасти трудности объясняются тем, что в Воронеже, в отличие от других городов, был практически уничтожен муниципальный транспорт. Вскоре после вступления в должность мэр говорил о том, что долю городского перевозчика нужно довести хотя бы до 20%. Руководитель городского управления транспорта Владимир Анисимов заявлял о планах сделать МКП «Воронежпассажиртранс» гарантирующим перевозчиком, который уже в 2016 году занял бы 25% рынка.

В реальности сегодня доля «Воронежпассажиртранса» — лишь 12,2%. На балансе городского предприятия 158 автобусов и 46 троллейбусов, при том, что всего воронежцев возят 1737 единиц транспорта. В 2016 году «Воронежпассажиртранс» принёс бюджету больше 16 млн руб. убытка. В мэрии ситуацию объясняют слишком низким тарифом. Так, по оценкам чиновников, проезд в том же троллейбусе должен стоить 32,37 руб.

Вспомним, что в своё время мнимой неэффективностью чиновники оправдывали уничтожение городского трамвая. Общественники опасаются, что и троллейбусам осталось жить всего ничего, но в мэрии уверяют: сокращать «рогатый» парк не планируется. 

В краю электробусов и единорогов

Между тем в соседнем Липецке с августа троллейбусы больше не ходят. Вторя московскому мэру Сергею Собянину, местные чиновники пообещали заменить их электробусами. Эксперты встретили обещания с улыбкой: электробусов, способных выполнять городские перевозки, пока не существует в природе, и появятся они не скоро.

А у нас в Воронеже свои сказки. Так, воображение чиновников вовсю продолжает рисовать воздушные,  т. е. подземные, замки: недавно, общаясь с японской делегацией, вице-мэр Вадим Кстенин заявил, что в Воронеже уже невозможно восстановить трамвай, зато геологические условия очень подходят для метро. Была озвучена и сумма, нужная для строительства первой линии — от студгородка политеха до торгового центра «Метро» на ул. Остужева: 35 млрд рублей.

Разумеется, сами чиновники прекрасно понимают, что мечта неосуществима: годовые доходы бюджета Воронежа —  всего 16 млрд руб., а федеральный центр деньги на метро не даст. Но на носу самые главные выборы, и горожанам, ежедневно томящимся в пробках и «ПАЗиках», положена очередная доза сладких обещаний. 

P.S. Прокуратура Коминтерновского района нашла нарушения транспортной безопасности при перевозке пассажиров ООО ТК «Автолайн+» и ООО «АТП-1». Пассажирский транспорт компаний не оснащён средствами видеонаблюдения. Помещения для техобслуживания и ремонта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. При проверке автобусов ТК «Автолайн+» выявлены факты управления транспортными средствами с неработающими спидометром, боковыми габаритными огнями, отсутствием противооткатных упоров и пр. Руководители названных компаний привлечены к ответственности.

Нельзя быть утопистом

Николай Сапелкин, общественный деятель:

— Рассуждая о проблемах транспорта, наши чиновники могли бы перефразировать цитату из старой советской комедии: «У меня есть желание иметь на улицах города метро, но есть возможность иметь только ржавые «ПАЗики»». В вопросах организации общественного транспорта нельзя быть утопистом. От этого зависит безопасность горожан и будущее города. Ведь мы задаём вектор развития всего городского хозяйства.

Ещё недавно было модно уменьшать тротуары и пешеходные зоны, чтобы дать свободу автомобилям. Теперь мы понимаем, что и автомобилям тесно, и пешеходам неуютно. Единственный выход из этого тупика —  развитие комфортного, доступного и безопасного общественного транспорта. Нужно прекратить изображать бурную деятельность и тратить деньги на проекты, которые не будут реализованы, и начать шаг за шагом решать насущные вопросы: обновлять парк, улучшать схему дорожного движения, внедрять «умные» светофоры, обеспечивать безопасность. Тогда общественный транспорт станет престижным, а количество личных машин на дорогах уменьшится.

Реформа трафаретов

Юрий Новиков, сопредседатель воронежского отделения движения «Город и транспорт»:

— Если ничего не делается, чиновникам нужно же хотя бы хороший PR организовать! Показать: мол, всё понимаем, даже знаем модный термин —  «транзитно-ориентированное проектирование» — и стараемся вставлять его во все пресс-релизы.

Пока единственная реформа заключается в том, что на маленьких автобусах начинают менять синие трафареты с указанием номеров маршрутов на жёлтые. Боюсь, это максимум, на что мы способны.

Пусть обсудят горожане

Прежде чем принять решение о формате реализации в Воронеже такого масштабного проекта, как строительство легкорельсового метро, а также для подготовки качественного технико-экономического обоснования проекта нужно узнать мнение специалистов и жителей города по этому вопросу, считает губернатор Алексей Гордеев.

Глава региона дал поручение мэру Воронежа организовать общественное обсуждение проектов легкорельсового метро или аналогичной системы скоростного рельсового транспорта. Горожанам предстоит оценить различные варианты, выбрать направления будущего транспорта, а также расположение станций.

Напомним, возможность реализации проекта по строительству легкорельсового метро обсуждалась в апреле в рамках визита в Воронеж делегации Японии во главе с министром по экономическому сотрудничеству с Россией Хиросигэ СЭКО. Проект мог бы стать частью совместного плана Воронежской области и Японии по развитию городских территорий.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество