Водоканал «РВК-Воронеж» продолжает отключать должников. При этом тем, кто подключился к трубе самовольно, грозят ещё и колоссальные штрафы — в последние годы законодатели усиливают санкции против недобросовестных потребителей. Что ещё планируется для наведения порядка в ЖКХ? И к чему эти меры приведут на деле?
Чем грозит?
На конец прошлой недели без воды остались 79 частных домов Воронежа. Ведь если в многоэтажке, по закону, отключать холодную воду нельзя, то жителям частного сектора могут перекрыть трубу уже после просрочки в два месяца. Всего, как сообщили в водоканале, владельцы частных домов задолжали им более 2 млн рублей.
— Наши специалисты регулярно направляют неплательщикам уведомления о необходимости погасить долги, — рассказала руководитель центра обслуживания абонентов компании «РВК-Воронеж» Вера Щербинина. — Однако некоторые жители оплачивают задолженность только после отключения ресурса или подачи документов в суд. Мы призываем не дожидаться приезда специальной бригады, так как эта услуга оплачивается дополнительно, а её минимальная стоимость — 6 тыс. рублей.
Отключают и тех, кто самовольно подключился к водопроводу, — до устранения нарушений. За врезку можно нарваться на очень серьёзный штраф: плату за расход воды, рассчитанный по сечению трубы, умножают в 10 раз. В произведении — десятки тысяч рублей!
Стоит сказать, что за последние несколько лет государство изобретает всё более суровые наказания для должников за услуги ЖКХ. Так, в начале прошлого года в разы выросли пени за просрочку платежа, а летом заработал упрощённый порядок взыскания долгов. Если долг не выше 500 тыс. руб., коммунальщики имеют право обращаться в мировой суд. Тот рассматривает документы и через пять дней выносит вердикт. При этом судья даже не обязан вызывать должника. Кроме того, в иске могут быть указаны сразу несколько неплательщиков.
И наступление на должников продолжается. Так, в начале апреля Госдума направила в правительство и Верховный суд законопроект, который ужесточает наказание за кражу электроэнергии до шести лет тюрьмы.
Кому на руку стандарты?
С жильцами понятно. А что же с коммунальщиками? Их-то призовут к порядку? 21 апреля на Ялтинском экономическом форуме глава Минстроя Михаил Мень рассказал, что ведомство подготовило проект постановления, которое вводит стандарт качества сервиса управляющих компаний. Например, чтобы не потерять лицензию, УК обязана будет устранить засоры за два часа и локализовать аварии внутридомовых сетей за 30 минут.
Каждой компании придётся организовать круглосуточную аварийно-диспетчерскую службу. А центры обслуживания клиентов должны быть оборудованы вентиляцией, туалетами, терминалами для оплаты услуг и стендами с доступом в интернет-сервис ГИС ЖКХ и на сайт УК.
Минтруда, в свою очередь, разработало для ЖКХ профстандарты — в стране открываются центры оценки квалификации для сотрудников УК и ресурсоснабжающих организаций.
Беда в том, что небольшие УК Воронежа, которые зачастую обслуживают потребителей гораздо лучше коммунальных монстров, «владеющих» сотнями домов, вряд ли смогут соблюсти жёсткие стандарты. А монстры, учитывая, мягко говоря, снисходительное отношение Госжилинспекции и других органов власти, выполнят — скорее всего, для галочки — все требования и приберут к рукам ещё больше многоэтажек.
«Цель, как всегда, — благородная: улучшить качество обслуживания многоквартирных домов, сделать так, чтобы в этой сфере работали профессионалы, — комментирует член Общественной палаты Воронежа Светлана Кравцова. — Но боюсь, что в реальности это сыграет на руку монополистам, а небольшие обслуживающие организации будут выдавлены с рынка».