aif.ru counter
1563

Легенды старого Воронежа. Как наказали губернатора за Каменный мост?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Черноземье 20/04/2016

В честь 190-летия Каменного моста об истории места и самого строения мы поговорили с Владимиром Размустовым, историком и краеведом.

Ямская слобода

Там, где располагается сегодня Каменный мост, проходила первая дорога от крепости Воронеж на Москву. Поэтому улица и называлась Старо-Московской, до того как получили имя Карла Маркса. Из соображений обороны московская дорога шла не напрямую к центру крепости Воронеж, а сбоку. Именно здесь, на главной «магистрали», и разместилась Ямская слобода. Так называли многие окраины городов России, в старину заселённых ямщиками, обязанными «гонять» почту. А почтовая станция в России XIII– XVIII веков называлась «ям». Здесь располагались места отдыха ямщиков, постоялые дворы и конюшни.

С помощью системы «ямов», расположенных на расстоянии 40– 50 вёрст (43– 53 км) друг от друга, с Москвой были соединены Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Нижний Новгород, а позднее и южные пограничные города, включая Воронеж.  В начале XVII века, в 1624 году, воронежский «ям» разместили как раз на территории современного Каменного моста. И ямская слобода первой внесла свой знаковый вклад в облик этой территории.

Петровские времена

Именно по Старо-Московской Пётр I въезжал в город. А ещё по этой дороге прибыли несколько тысяч работных людей и часть судов, построенных под Москвой. Корабли привезли в Воронеж в разобранном виде и на санях спускали вниз опять же именно по той самой дороге. Части привезённых судов спускали по ледяному жёлобу вниз к верфям.

Из– за частых и длительных визитов царя настали напряжённые времена для воронежцев, в том числе для жителей Ямской слободы, расположенной в районе Каменного моста. Царь требовал, чтобы почта и грузы доставлялись из Москвы за три дня. Нестись на лошадях надо было днём и ночью, поэтому многие ямщики просто сбежали, остались самые смелые и отчаянные. А дорога Москва– Воронеж быстро стала стратегической. Каждая её верста была отмечена обмотанным красной материей столбом с годом их установки, а между ними росли молодые деревца. Благодаря этим верстовым столбам и деревьям можно было быстро передвигаться на лошадях в любое время суток и любую погоду.

Каменный мост до реконструкции.

Каменный мост до реконструкции. Фото: из архива редакции

Проект губернатора

Спустя какое-то время Пётр переключился на Балтийское направление, и Воронеж снова «задремал». В XVIII веке после серии пожаров, которые многое уничтожили, в городе, наконец, приняли генеральный план застройки, в котором, кстати, ничего не говорилось о строительстве моста. План был основан на традиционном для того времени принципе «трезубца». От Благовещенского собора (на этом месте сейчас главный корпус ВГУ) прошли три «луча» –  Ново– или Большая Московская улица (ныне ул. Плехановская), Большая Девицкая улица (ул. Платонова и ул. 9 Января) и Мещанская улица (ул. Володарского). Бывшая «стратегическая» дорога в черте города стала просто Старомосковской улицей. Так как она уже не считалась важной, власти перестали заниматься её благоустройством. И в районе оврага возникла трясина. Там всё время застревали и опрокидывались экипажи. Рядом было владение Волковых, и воронежцы прозвали это место «волчья яма».

После того как в «яму» опрокинулся очередной экипаж, стало ясно –  нужно что-то делать. В те времена губернатором Воронежа был Николай Кривцов, он лично приказал выделить деньги из казны на строительство моста, поставив высшие инстанции перед фактом. Но так как в плане мост не значился, а расход казённых средств строго отслеживался, в Воронеж нагрянула проверка, а уже оставившему пост губернатору, был объявлен выговор. Критике подвергли весь проект, потому что на мост была затрачена приличная сумма –  5 596 рублей. Но позже, в 1828 году, уже после завершения строительства, каменную арку освидетельствовали, признали прочной и необходимой для города. Это избавило уже бывшего губернатора от денежного штрафа.

Кстати, Кривцов возглавлял город порядка двух лет, но за это время многое изменилось. Городские улицы начали мостить камнем, по краям уличных спусков к реке стали возводить прочные кирпичные стены. Также решилась проблема нехватки воды, появились первые в истории города 20 колодцев.

В новейшие времена серьёзное обновление Каменного моста впервые было проведено к 400– летию города в 1984– 1986 годах. А к 425– летию прошла полноценная реконструкция. Строители убрали под землю трубы теплотрассы, которые долгие годы уродовали мост, укрепили арки, заменили дорожное полотно. После реконструкции рядом с мостом также появилась площадка, где теперь стоит дерево молодожёнов, куда вешают замки «счастья». Кстати, только сумма, затраченная на проект реконструкции, составила около пяти миллионов рублей.

Это интересно
Как и о любом другом старинном месте, о Каменном мосте и его окрестностях есть свои легенды. Например, в XIX веке близ Каменного моста находился Александринский приют для осиротевших девиц благородного происхождения. И в день выпуска воспитанницы всегда прогуливались по мосту в поиске женихов. Молодые люди, кстати, там собирались тоже для знакомства с потенциальными невестами. Обычно всё заканчивалось свадьбой. Девушки приводили женихов в приют для получения благословления на брак. А приданое девицам обеспечивал город. Говорят, это были на редкость счастливые браки. Или вот ещё одна история - о Корнелии де Бруине, который по приглашению Петра Великого посетил Воронеж в 1703 году. Голландский путешественник, писатель и художник позже опубликовал книгу «Путешествие через Московию в Персию и Индию». В ней немало страниц посвящено Воронежу, в том числе там есть несколько слов и о крутой Старомосковской дороге и местности. Так вот, в один из дней голландец решил сделать зарисовку города. Дул ледяной ветер, и де Бруин распорядился устроить укрытие. Помощники вырыли яму и соорудили защитный тент со стороны спины, и художник разместился в этом углублении. А вскоре поползли слухи, что иноземца закапывают живьём.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах