Примерное время чтения: 7 минут
245

Надо уметь разговаривать. Разрешен ли конфликт в воронежской Опере?

Мизерные зарплаты артистов, увольнение хормейстера, недовольство новым руководством – за последний год вокруг Воронежского театра оперы и балета распустился целый букет скандалов. Уставшие получать копейки артисты хора обратились к общественности, начали писать обращения во все инстанции и даже объявили забастовку. Руководство театра на это отреагировало: пригласило сторонних наблюдателей разрешить конфликт. Спустя две недели комиссия во главе с уважаемым искусствоведом Брониславом Табачниковым вынесла вердикт – во всем виновато нежелание сторон мирно сесть за стол переговоров.

О чем спорим?

Фото: АиФ

В январе девять солистов оперы написали коллективное письмо с жалобами на низкие зарплаты и унизительное отношение к ним со стороны начальства. Персональные повышающие коэффициенты, от которых зависит заработок артистов, по их мнению, новое руководство выставило незаконно. Под новым руководством певцы подразумевали столичного дирижера Андрея Огиевского, на тот момент только назначенного худруком театра.

В октябре о проблемах ТОПа громко запели солисты хора и танцоры балетной труппы. Они написали коллективное письмо, в котором указали, что зарплата артиста за месяц составляет не более 13 тысяч рублей, а заработок гримёров и портных не доходит и до 9 тысяч! Особенно обижает творческих работников то, что, по их словам, у администрации театра пресловутый ППК значительно больше, и зарплата измеряется уже десятками тысяч. Например, на встрече с журналистами Андрей Огиевский подтвердил, что получил миллионный гонорар за постановку оперы «Дон Жуан».

Кроме того, артистов возмутило увольнение опытного хормейстера Владимира Кушникова, которого, по их словам, вынудили написать заявление. На его место назначили Ольгу Щербань, которую не жалуют в коллективе за желание выслужиться перед начальством.

Три кита

Фото: АиФ

Две недели комиссия, состоящая из самых видных людей в сфере воронежской культуры, разбиралась в причинах конфликта в театре. 26 октября ее члены встретились с сотрудниками театра, а 27-го – представили результаты своей оценки журналистам. По их мнению, проблемы ТОПа – глубинные, и решить их за один раз невозможно.

«Во-первых, оперный театр - это многофункциональный организм, который требует многомиллионных затрат. Даже в Нью-Йорке и Барселоне выдающиеся оперные труппы не могут существовать без поддержки со стороны, - рассказал глава комиссии Бронислав Табачников. - Вторая причина конфликта - отсутствие контрактной системы с каждым работником театра: от монтера до оперного солиста. В наших театрах, к сожалению, такой системы нет. А нужно, чтобы оплата их труда была досконально прописана.  И третья причина - наша всеобщая экономическая недостаточность. Те зарплаты, которые сегодня получают в театре, естественно не дотягивают до уровня прожиточного минимума, достойного артиста. Ведь артист должен хорошо выглядеть, хорошо одеваться. Мы сегодня не можем предложить им этого».

С артистами надо говорить

Фото: АиФ

Многие склоки, которые в последнее время возникают в театре, могли бы разрешиться в его стенах, а не выноситься на суд общественности, считают эксперты.

Например, в СМИ муссировалась тема выступления хора на празднике в рамках Недели славянской письменности. Тогда артистов «попросили» выступить на бесплатном мероприятии под унизительную фонограмму. Хор отказался, сославшись на то, что нет ни одного официального документа, согласно которому они должны выходить на работу в выходной день. В театре уверены: именно этот отказ стоил хормейстеру Владимиру Кушникову его работы.

«Акция не была хорошо подготовлена руководством театра. Хор ведь не обязан был выступать. Значит, нужно было поговорить с артистами. Может быть, даже с каждым. И попросить, чтобы они выступили, а не делать это в приказном порядке», - прокомментировал Бронислав Табачников.

В сентябре многим артистам хора выплатили уж совсем маленькие зарплаты, сославшись на то, что они просто прогуливали работу. По крайней мере, это показала электронно-пропускная система, введенная недавно в театре.

«В коллективе очень тяжелое положение. Мало того, что все получают копейки, нас заставляют по семь часов в день обязательно сидеть в театре без работы, - рассказала тогда лидер профкома театра  Валентина Безручко. - Наше руководство не может распределить нагрузку в театре и занять людей работой. «Дон Жуан» мы ставили весь сезон. Но там занято пол-оркестра, полхора, часть солистов. А что остальным делать?»

«Дон Жуан» - замечательная премьера. Но там занята половина хора. Вторая половина была свободна. Нужно было чём-то занять людей, - согласилась комиссия. - В результате половина хора то ли работала, то ли нет. И деньги у них вычли, потому что ввели новую пропускную систему, не объяснив, как она работает».

«Я согласен, что мы должны разъяснять нововведения в театре. Надо уметь разговаривать внутри коллектива, - кивнул худрук театра Андрей Огиевский. - Моя дверь открыта. Но когда ко мне и к театру обращаются через СМИ, и мы должны обращаться к ним через СМИ».

С барского плеча

По словам Валентины Безручко, артисты хора все же получили деньги, которых недосчитались в сентябрьской зарплате. А руководитель департамента культуры Воронежской области даже пообещала «изменить подходы работы с творческими цехами и использовать все механизмы к повышению зарплаты артистов».

Андрей Огиевский также рассказал, что в труппе хора появятся ставки ведущих мастеров сцены. Правда, для тех, кто заслужит такого звания, пройдя обязательную аттестацию.

Также артистам хора, наконец, отремонтируют гримерки, к которым не притрагивались с 1961 года. Ремонт начнут в понедельник, 31 октября, и делать его будут постепенно – комнату за комнатой. А в 2017 году, пообещала Эмилия Сухачева, всем сотрудникам театра обеспечат «комфортные условия работы».

Уладят ли такие шаги навстречу глубинный конфликт в театре, неизвестно. Складывается ощущение, что речь тут идет уже не об одном воронежской оперном, а в целом о стране, в которой всегда будет «партер» с его бархатом, галстуками-бабочками и миллионными гонорарами, а «галеркой» - отданной самой себе выживание, но все еще пытающейся петь. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах