Примерное время чтения: 6 минут
315

Они улетели и вряд ли вернутся. О родине дальней авиации

Тяжёлый бомбардировщик «Илья Муромец», или Ту–95, прозванный медведем за свой раскатистый рёв, или новый легкокрылый «Белый лебедь» – всё это самолёты дальней авиации.

Воронежские конструкторы стояли у истоков этих мощных машин. Да и сейчас наш авиационный завод по–прежнему принимает участие в создании бомбардировщиков. В честь Дня дальней авиации, который в России отмечают 23 декабря, Александр Стрельцов, основатель воронежского музея дальней авиации, рассказал о знаменитых воронежцах и машинах, на которых они летали.

Наша история

– Александр Алексеевич, москвичи говорят, что дальняя авиация зародилась у них, а вы – что у нас. Кто же прав?

– По–своему обе стороны. Москвичи были у истоков такой мощной машины, как ТБ 3. После Первой мировой войны этот самолёт массово поступил на вооружение Советских войск. Такой бомбардировщик был именно массовым, но до этой машины был ещё первый цельнометаллический бомбардировщик ТБ 1, с которого, можно сказать, всё и началось, вот к нему приложили руку воронежцы. Я хочу сказать, что Воронеж – это уникальный город. В нашей современной истории только Москва и Воронеж могут похвастаться тем, что у нас есть и учёные–конструкторы, и профессорско–преподавательский состав, и работники авиационной промышленности, и к тому же ведётся подготовка лётного технического состава. Можно сказать, замкнутый цикл.

– С чего началась дальняя авиация для Воронежа?

– В 1914 году, когда Николай II подписал указ о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», её командиром стал уроженец Воронежской губернии, генерал–майор Михаил Шидловский. Причём именно он предложил создать эскадру по примеру морских кораблей, так как поодиночке самолёты были неэффективны. Шидловский ещё и принимал активное участие в создании бомбардировщиков. Именно он руководил изготовлением первого в России авиационного двигателя.

В истории дальней авиации всё переплетено и каким–то образом связано с Воронежем. Например, воронежский аэроклуб подготовил семь тысяч лётчиков и 70 тысяч парашютистов. Выпускник воронежского аэроклуба Екатерина Зеленина – Герой Советского Союза. С 1933 года работала на воронежской земле, была заместителем командира эскадрильи бомбардировочного полка. Единственная в мире женщина, которая совершила воздушный таран. Погибла и она, и экипаж, и немецкий истребитель.

Именами славится земля

– Говорим с вами в основном о лётчиках, а конструкторы были?

– Конечно! Александр Москалёв – наш земляк, гениальный создатель 35 типов самолётов! Он первым создал самолёт, по виду напоминающий треугольное крыло. Его проект «Сигма» 1934 года был засекречен, разработка проходила под контролем высших органов. Но когда немцы подступали к городу, Сталин велел все разработки уничтожить.

Воронеж можно назвать колыбелью дальней авиации. Либо самолёт здесь сделан, либо лётчик отсюда родом или окончил Борисоглебское училище… Среди первых выпускников, кстати, был Валерий Чкалов. И вот мы знаем, что Чкалов летал через Северный полюс в США. Это был рекорд дальности полёта. А мало кто знал, что он летал на воронежских самолётах, это был наш АМТ–25.

У нас готовили и первую бригаду десантников. Сейчас в честь их первого прыжка в 1930–м, который состоялся в Воронеже, стоит памятник в Северном районе. Интересная история, состав 11–й авиационной бригады по прыжкам тренировал фактически воспитанник Борисоглебского авиа­ционного училища – Леонид Минов. Именно они в 1930 году произвели эти прыжки, дата которых и стала днём ВДВ. Стоит сказать отдельно о личности Минова. У нас есть снимок, где он сфотографирован в США, куда поехал, чтобы закупить парашюты. Там ему предложили прыгнуть на соревнованиях. Он согласился, хотя до этого ни разу не прыгал. Участвовало 12 лучших парашютистов США. И наш Минов по точности приземления занял третье место. Вот такой был человек, а потом он же возглавил всю нашу парашютную службу.

– Были ли на нашей земле лётчики, которых можно сравнить с Кожедубом или Покрышкиным?

– Это очень интересный момент, поскольку на воронежской земле проходило становление дважды Герой Советского Союза Александра Молодчего. В 13 лет он уже был чемпионом Советского Союза по авиамоделизму, в 16 сел за штурвал самолёта в аэроклубе. А когда грянула война, его отправили в Воронеж, у нас в то время как раз делали новые самолёты ЕР 2.

Ему сказали, что он будет их испытывать, а заодно обучать и лётный состав, хотя был самым молодым. Был заместителем командира эскадрильи 420–го авиа­полка особого назначения (Воронеж – Монино). В 1941 году он стал первый раз Героем Советского Союза, в 1942–м – второй раз. В 1943–м его представили к третьей звезде, но сказали, что слишком молодой. В 1944 году – такая же история. Хотя он наравне с двумя трижды Героями Советского Союза Кожедубом и Покрышкиным совершил огромное количество боевых вылетов – 311. И вообще–то первым к званию Героя представили лётчика дальней авиации Александра Молодчего.

Другие времена

– Сейчас Воронеж продолжает традиции тех лет?

– Отчасти. У нас по–прежнему воспитывают высококлассных лётчиков, есть прекрасные преподаватели. Это важно, потому что без знаний самолёт в воздух не поднимешь. Но воронежский авиазавод уже меньше участвует в жизни дальней авиа­ции. Хотя всё равно работает в этом направлении, например, стреловидное изменяемое крыло от современного скоростного бомбардировщика Ту–160, или «Белого лебедя», произвели на воронежском заводе. А окончательная сборка самолёта производится уже в Казани.

– В Воронеже когда–нибудь базировались бомбардировщики?

– Да, но дальняя авиация ушла из Воронежа в 1942 году. Это произошло и по причинам реорганизации, и с шумом, который сопровождает такие огромные машины. Например, сейчас база бомбардировщиков есть в Сибири, так там от населённого пункта она находится за много километров.

Было бы хорошо, если воронежцы смогли увидеть воочию не только истребители, но основную мощь авиации. Скажем, если бы на День дальней авиации в Воронеж прилетали тяжёлые бомбардировщики, к истории которых наш город имеет прямое отношение.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах