В январе воронежскую публику впервые впустили в творческую мастерскую Камерного театра. В рамках проекта Театр Light там показали эскиз большого чеховского спектакля «Дядя Ваня». Всего за пару месяцев постановка не только обросла декорациями и костюмами, но и стала более глубокой и пронзительной. Премьера готового спектакля прошла в последние выходные зимы, заставив зрителей дрожать от смеха и от слез.
Дядя Ваня есть в каждом из нас
Деревянные декорации, придуманные для спектакля художником Николаем Симоновым, кажется, еще дышат и источают запах леса. Вот только изображают они тесную комнатку - не то ночлежку, не то тюремную камеру. И, кажется, оттуда есть выход – вот они двери. Но забор с колючей проволокой, сделанной из светящейся елочной гирлянды, не хочет выпускать ни персонажей, ни зрителя из стен поместья Войницких, в котором запутались люди. В этом хрупком деревянном мире, в шерстяных одеждах не по размеру как из концлагеря – костюмы в этот раз разрабатывал сам Михаил Бычков – водка льется рекой. И звучит «Беловежская пуща», прием, употребленный еще Кириллом Серебренниковым в его «Лесе», - щемящее напоминание о чем-то упущенном.
«Дядя Ваня Есть в каждом из нас. Это все накопившееся, нереализованное, не прорвавшееся во что-то конечное, - рассказал исполнитель главной роли Камиль Тукаев. - Порой осознавать это бывает очень больно. А если это осознание бьет тебя наотмашь и оставляет шрамы, человек может совершать поступки, которые он от себя не ожидает. При помощи режиссера я понял, что в этой роли нужно идти от себя и рассказывать про себя. И что очень многое сомкнулось здесь с моей судьбой. То, что сейчас происходит, мне очень нравится. Мне нравится, как режиссер Бычков трактует образ Дяди Вани и что я по своей актерской психофизике совпадаю с такой трактовкой этой темы. Мне нравится команда, которая у нас создалась. Я очень надеюсь, что это новый шаг в творческом поиске нашего театра. Происходит какое-то счастье, которое мы боимся расплескать».
Дверь в актерскую кухню
«В моей творческой биографии больших чеховских пьес пока еще не было. Они всегда были очень желанны и притягательны, но я испытывал робость по отношению к этому материалу. Театр Light – это форма, когда можно попробовать. Но как всегда подключилась фантазия, воображение, начали возникать идеи за рамками формата Light. Хотелось сделать рисунок, а получилась картина маслом», - рассказал режиссер Михаил Бычков о процессе создания спектакля.
Актеры Камерного, кажется, такой формат тоже оценили. За время подготовки эскиза спектакля, в котором главенствовал чеховский текст, они, кажется, сроднились со своими ролями. По словам актрисы Татьяны Чернявской, игравшей старую няню Марину, работа над «Дядей Ваней» отличалась от всего того, что театр делал раньше.
«В версии Light зритель немножко узнал актерскую кухню. Это процесс работы на уровне знания текста и его хорошей подготовки, - объяснил актер Юрий Овчинников, игравший роль Серебрякова. - А потом театр понял, что есть силы сделать полноценную постановку. И актер еще больше вжился в материал, нацепил на себя кожу героя, заболел его болячками».
Татьяна Бабенкова, сыгравшая робкую и наивную Соню, рассказала, что впервые ей дали такую свободу в поиске своей героини. А Татьяна Сезоненко блестяще нашла себя в комедийной роли старухи Войницкой:
«У меня в этом спектакле всего 13 предложений. Но какое удовольствие от процесса! Мне 67 лет, но я набираюсь у молодой артистки. Удовольствие и счастье от работы над Чеховым трудно переоценить».
Читайте Чехова
Камиль Тукаев, назвавший роль Дяди Вани настоящим подарком артисту, признался, что за время репетиций присутствие Чехова чувствовалось во всем. Постоянно находясь в поиске своих персонажей, актеры порой прогоняли текст, ни в чем себе не отказывая.
«Пару раз в театре думали, что в гримерке кто-то очень громко и по-настоящему ссорится. А в действительности ссорились не Овчинников с Тукаевым, а Войницкий и Серебряковым», - рассказал Камиль.
«Поначалу кажется, что Чехов очень прост, и ты легко выйдешь и сыграешь. А на самом деле, он требует такого человеческого погружения, отказа от твоих старых наработок и привычек, - объяснил Юрий Овчинников. - Зато наш «Дядя Ваня» будет отличаться от десятков других «Дядей Вань» именно нашим личным отношением. А зритель должен просто читать Чехова, тогда он не останется равнодушен к спектаклю».