Примерное время чтения: 4 минуты
126

Откуда брать деньги? Как в кризис найти средства на школы и стадионы?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. АиФ-Черноземье 27/04/2016

Понимаю, что сейчас кризис, денег в бюджете мало. Но почему нельзя построить тот же ледовый каток, о котором так много говорят, как это делают в развитых странах - за счёт частных компаний?

Л. Звягинцева, Воронеж

О развитии государственно-частного партнёрства, когда, например, бизнес что-то частично или целиком возводит за свой счёт и за это получает возможность зарабатывать на проекте с помощью дополнительных  услуг, не говорит сегодня только ленивый. Правда, в Воронежской области такой вариант в плане социальных объектов почти не действовал - в лучшем случае частник строил, а государство потом это выкупало. Но, возможно, ситуация  изменится.

Кому выгодно?

В прошлом году Госдума приняла закон о государственно-частном партнёрстве (ГЧП), что с энтузиазмом восприняли власти Воронежской области. Более того - у нас появился Территориальный центр развития ГЧП, который будет способствовать взаимодействию органов местного самоуправления с представителями бизнеса при подготовке проектов. Об этом шла речь на семинаре «Новый этап развития государственно-частного партнёрства».

Эксперты утверждают, что для Воронежской области это может быть хорошим вариантом - и что-то построили, и деньги бюджета сохранили. Как известно, даже в сытые годы бюджет - как областной, так и городской - не может решить все проблемы разом. К тому же, если смотреть на опыт европейских стран, становится понятно, что государство привлекает бизнес к строительству школ, больниц, дорог и многого другого, даже когда экономика на подъёме и кризиса не предвидится.

- Каждый получит своё: муниципалитет - решение социально острых задач, а частный партнёр - достаточно большие льготы, земельный участок и возможность зарабатывать, создавать долгосрочный прибыльный проект, - поясняет Владимир Муравьёв, секретарь комитета по ГЧП Торгово-промышленной палаты РФ. - И риски распределяются между партнёрами. Кроме того, частник получает объект в собственность и может использовать его как залог.

Но самой важной чертой ГЧП, по закону, является осуществление частным партнёром полного или частичного финансирования - некоторая защита от того, чтобы под видом ГЧП происходил госзаказ.

Как это работает?

В нашей области тоже пытались вводить практику ГЧП. Почти в таком формате было построено предприятие «Заречное». Но социальных объектов - не было. И несмотря на то, что новый закон представители власти восприняли положительно, в 2016 году правительство не готово начать реализацию ни одного проекта в рамках государственно-частного партнёрства. Так считает Павел КОМАНДОРОВ, глава отдела инвестиционного развития департамента экономического развития Воронежской области.

- В 2014 году хотели приступить к реализации 10 проектов ГЧП, а в 2015-м уже планировали только два, - поясняет Командоров. -  Главная причина - неготовность исполнительных органов власти к удорожанию проектов ГЧП, а также отказ инвесторов от реализации договора на условиях, отличных от привычных принципов контрактной системы закупок.

При этом в целом по стране количество ГЧП  растёт. С 2013 года их число выросло почти в 10 раз, но цифры всё равно невысоки. На следующий год в России принято решение о реализации 1300 проектов.

Кстати, несмотря на сокращение государственно-частных проектов в Воронежской области, регион находится на 20-м месте в рейтинге развития ГЧП среди всех субъектов Российской Федерации. К тому же в регионе есть объекты, которые созданы в сотрудничестве государства и бизнеса, но проекты по формальным признакам нельзя отнести к ГЧП, в итоге они в рейтинге не учитываются. В любом случае, сейчас система меняется, и, возможно, появятся новые проекты.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах