Оплате быть
Чиновники не первый год ломают головы, как разгрузить заполонённый автомобилями город и нейтрализовать многобалльные пробки. Чего тут только не придумывали, но основной мерой, как всегда, стала запретительная. Теперь центр города повсеместно «украшают» знаки: «Парковка запрещена», «Работает эвакуатор». И водители озадачены проблемой: а где же парковать свой автомобиль?
– Недавно пытался припарковаться недалеко от Главпочтамта – куда там! Всюду парковка запрещена! Что же теперь – в центр города только пешком ходить? А у меня работа на «колёсах»»,– возмущается наш читатель Андрей Сотников. – Грозились открыть платные парковки, но ведь и их нет!
Действительно, введение платных парковок обсуждается не первый год. Чиновники уверены: без этой меры в борьбе с пробками не обойтись. Не зря по такому пути пошли многие российские города. Сначала плату за стоянку должны взимать в наиболее загруженном центре. Согласно проекту гордумы «Миллионному городу – дороги без пробок», это улицы Кольцовская, Пушкинская, Орджоникидзе и Кирова. Если проект окажется успешным, то платными парковками охватят ещё 25 улиц.
План выглядел замечательным, пока дело не дошло до подсчёта расходов. Нововведения оказались довольно затратными. Так, только закупка и создание программно–аппаратного комплекса обойдётся в 7–10 млн руб. для одной только улицы. Рассматриваются варианты как с паркоматами, так и с оплатой через SMS–сообщения. Кроме того, паркинги нужно оснастить информационными табло, оповещающими о наличии свободных мест.
Ожидалась, что уже в марте в центре города появится первая платная парковка. В декабре прошлого года были даже объявлены торги: шли поиски инвестора, готового вложиться в организацию платной на 150 мест парковки по ул. Кольцовской – от ул. Плехановской до ул. 9 Января. В мэрии признавались: привлекают инвестора, а не бюджетные средства, так как боятся, что проект не окупится. Ещё бы! В Подмосковье владельцы некоторых частных парковок уже банкротятся. Да и у нас, несмотря на угрозу штрафов, водители предпочитают парковаться бесплатно.
На днях в мэрии заявили: ждать нововведения следует не раньше следующего года. Вводиться платные парковки будут только в центральной части города, ограниченной улицами 20–летия Октября, Кирова, пр. Революции, Кольцовская. Подготовительные работы предстоят большие – нужно разработать мобильные приложения, установить шлагбаумы, банкоматы. Величина тарифа на стоянку будет зависеть от того, частная это парковка или муниципальная. Но в любом случае максимальная плата за час не должна превышать 40 рублей.
Въезд запрещён
Ну, а пока вопрос висит в воздухе, на многих некогда остановочных площадках устанавливают запрещающие знаки. Только в конце 2015 года на участках улиц Феоктистова, Студенческой, Чайковского и Фридриха Энгельса появилось четыре знака «Остановка запрещена» и четыре знака «Работает эвакуатор». А на Никитинской и Средне-Московской установили и вовсе семь знаков «Работает эвакуатор». В некоторых местах теперь сразу по два запрещающих знака.
Эффект не заставил себя ждать. Правда – сомнительный. Например, на ул. Кольцовской и Плехановской теперь немного просторнее: по обочинам машин почти не видно, зато их стало больше на площадках со стороны магазинов и во дворах жилых домов. Стихийные парковки вытесняют детские площадки и газоны, перегораживают пешеходные тротуары.
– Из подъезда выйти невозможно – везде автомобили. И жаловаться уже нет сил – никто не реагирует, – негодует Людмила Константинова, жительница Воронежа с ул. Плехановской.
Спрячут под землю
По данным Воронежстата, в Воронежской области зарегистрировано 750 тыс. автомашин, из них более половины – в Воронеже. Причём количество легковых авто в столице Черноземья растёт ударными темпами: за последние пять лет на 26% при среднестатистическом темпе прироста в 21%.
При этом, по подсчётам городских властей, у нас всего 15 800 паркомест. Предполагается, что при появлении платных парковок часть автомобилей переедет в многоуровневые подземные паркинги. Такие уже есть под Центральным рынком и под сквером «Романовский» на ул. Кирова.
Одну из самых больших парковок предлагают создать под стадионом «Труд» на ул. Студенческая, где сможет поместиться 1,5 тыс. машин. Необычные варианты подземных парковок в самом центре города предлагают сделать под Советской площадью – на 800 мест, под Университетской площадью у главного корпуса ВГУ – на 300 мест, под Площадью детей – на 400 мест. Опять же – нужны инвесторы, строительство многоуровневых парковок стоит дороже обычных.
– Ничего нет проще, чем сделать платными все центральные парковки и собирать деньги в бюджет. Однако для начала нужно дать жителям альтернативу в виде качественного общественного транспорта. Его у нас пока недостаточно, – признал на одном из совещаний мэр города Александр Гусев.
В общем, долгая история получается.
Сделайте, как в Китае
Анатолий Гайдин, водитель, автоэксперт:
– Дорожные пробки и нехватка парковок – проблемы всех крупных городов. У нас ситуация уже критическая. Многие учреждения, расположенные в центре, устанавливают запрещающие парковку знаки, шлагбаумы – стоянки там только для корпоративных клиентов. А всем другим ничего не предлагают. Эвакуация автомобилей из–под запрещающих знаков приобретает массовый характер. В прошлом году с парковки около банка, например, забрали мой автомобиль, хотя я отлучился всего на несколько минут. Теперь в центр я стараюсь не ездить на своём авто, а если всё–таки туда отправляюсь, оставляю жену в машине. Особенно страдают жители из районов, которые толком не знают новых порядков.
К введению платных парковок отношусь отрицательно, особенно во время кризиса – люди и так не знают, на чём сэкономить. Хотя, думаю, многие водители по этой причине пересмотрят свои маршруты либо откажутся от личного транспорта. А почему бы не сделать, как в Китае: по чётным числам пускать в центр города автомобили, чей номер заканчивается на чётное число, а по нечётным – с нечётными номерами? Центр разгрузится – и карману легче.
Не пешком же ходить!
Николай Прилепин, председатель Левобережного отделения Всероссийского общества автомобилистов:
– Считаю, что некоторые запрещающие знаки устанавливают преднамеренно: это лишняя трата бюджетных денег, на безопасности нововведения никак не отражаются. Например, зачем по Ленинскому проспекту установили знак «40», хотя при этом разрешено превышать скорость до 60 км/ч, ведь иначе образуются заторы?
Городские власти во многих местах запретили стоянки, а не подумали, что автомобили нужно где–то ставить. Чтобы в центре найти место и припарковаться без нарушений, приходится совершать по два–три круга «почета». Хотелось бы, чтобы администрация Воронежа изыскала возможность сузить тротуары и организовала официальные места парковок. XXI век – не пешком же ходить.
Дайте альтернативу
Юрий Новиков, сопредседатель общественной организации «Город и транспорт»:
– Ни один исторический центр города не рассчитан на то, чтобы в нём смогли припарковаться все желающие. Такой возможности не придумали даже в Москве, Риме, Нью–Йорке.
Введение платных парковок, однако, способно разгрузить центр. Это не пополнение бюджета, а ограничение потока автомобильного транспорта, которое имеет важное социального значение.
Но прежде чем вводить такие ограничительные меры, нужно предоставить горожанам равнозначную альтернативу. А именно: удобную комфортабельную систему автомобильного транспорта. Власти города должны принять стратегию, как будет развиваться общественный транспорт, коренным способом его перестроить. Пока не будет чёткой определенности, любые другие меры вводить бессмысленно.