О «мосте» мечтали сразу несколько поколений, и чтобы мечта сбылась, пришлось приложить немало усилий. Зато сейчас – вот она, новая дорога. Много ли таких сейчас строится на селе?
Начали с храма
Сенное располагается на севере Рамонского района и когда-то считалось большим: в 1901 году, согласно переписи, здесь проживал 1151 человек. Теперь сельчан – не больше сотни. Бедой Сенного стали крутые склоны громадного оврага, отрезавшего село от цивилизации. Автолюбителям приходилось долго объезжать его по окольным грунтовкам, а пешеходам – и в грязь, и в гололёд – шагать напрямик, карабкаясь по склонам до ближайшей остановки автобуса. До села не могли добраться ни автолавка, ни скорая помощь. Если что-то случалось, больного можно было доставить к врачу только на своей или соседской машине.
В начале нынешнего века эти живописные места облюбовали дачники – сегодня их наберётся с несколько сотен. Но переехать сюда на постоянное жительство решились немногие. Возможно, теперь всё больше горожан начнут пускать здесь корни, и село опять разрастётся.
Впрочем, спасение Сенного началось не с дороги, а с храма. Деревянная церковь, освящённая в честь архангела Михаила, была построена аж в 1654 году. В 1834 году на её месте появился каменный храм. Революция нанесла по духовной жизни села большой удар. Службы в церкви шли до 1933 года, пока настоятель не был арестован. После этого храм превратился в склад, запустел и разрушился.
Когда в 2005 году местные энтузиасты решили своими силами возродить церковь, некоторые селяне отнеслись к идее со скепсисом: мол, дорога нужнее. И оказались неправы: благое дело сплотило людей, подарило надежду, научило доверять друг другу. Стало ясно: рано или поздно и дорогу построим.
К 2012 году храм был восстановлен и освящён. Здание поражает красотой и грацией: внутри старинные фрески гармонично сочетаются с обновлёнными бело-голубыми сводами, вокруг – живописный сквер с клумбами и газонами.
Всем миром
Вскоре активные жители смогли добиться участия в федеральной программе: финансирование строительства дороги взяли на себя федеральный, региональный и местный бюджеты. Казалось бы, вопрос решён, но, чтобы сделать проект, требовалось 650 тыс. руб., а в программе на эти цели было выделено только 400 тысяч. Оставшиеся 250 тыс. руб. селяне добавили сами: сбросились в зависимости от достатка.
А после того, как за дело принялись строители, выяснилось, что в проект закралась ошибка: насыпь под дорогой была предусмотрена вдвое меньше необходимой. Пришлось срочно переделывать проект и выбивать дополнительные деньги. Преодолеть овраг оказалось трудной задачей. Зато сейчас масштабы работ впечатляют: дорога поднимается над дном оврага на 16 метров – на высоту 9-этажного дома – и плавно изгибается, чтобы сделать путь максимально безопасным. Неудивительно, что 1 км 250 метров дороги обошлись в 27 млн рублей. Строители уверяют, что поработали на совесть: гарантия – шесть лет. Теперь здесь будет ходить автобус до Воронежа: пять раз в день летом и три – зимой.
3 августа для селян стал большим праздником – дорогу запустили официально.
«Наших детей возил в школу ГАЗ-66, прямо в кузове, под тентом, – рассказывает уроженка Сенного Валентина Куксова. – Хоть наши внуки поездят по хорошей дороге!»
Сделать предстоит ещё немало – например, нужно восстанавливать построенный ещё в советское время водопровод. Но уже можно твёрдо сказать: село будет жить.
«Мне кажется, что Родина начинается не с городской квартиры, – высказался народный депутат Рамонского района Юрий Таранцов. – Чтобы появилось чувство Родины, нужен свой кусочек земли. Возможно, благодаря нашим усилиям люди будут ехать в Сенное, чтобы здесь жить и растить детей».