Развитие культуры потребления сегодня становится главным инструментом конкурентной борьбы среди производителей пива. Создаются оригинальные сорта, которые борются и за широкую публику, и за самых взыскательных ценителей. Что могут предложить воронежские пивовары и продавцы этого напитка? Тему обсуждали участники круглого стола «АиФ-Черноземье».
Голосуем рублём
Статистика говорит, что потребление алкоголя, и в том числе пива, снижается. Чувствуется ли в этой связи обострение конкурентной борьбы? Как выжить на рынке?
Гендиректор компании «Объединённые частные пивоварни» Алексей Коростелев:
-Сегодня потребитель более требователен, он желает покупать не просто вкусный и качественный напиток – но более индивидуальный, ему необходим выбор, который однотипное производство дать не в состоянии. Это мотивирует производителей традиционного «живого» пива создавать более интересные сорта, увеличивать сортовую дифференциацию, усиливать контроль качества, в том числе и на этапе розничных продаж.
Директор управляющей компании сети магазинов «Разливной рай» Роман Гончаров:
- Буквально за последние несколько лет в регионе резко возросло количество заведений под вывесками «Живое пиво», и это неудивительно. На открытие пивной точки затраты небольшие, а выручка получается достаточно стабильной. Однако уже сегодня пивная розница существует в условиях жёсткой конкуренции, идёт борьба за внимание потребителя.
Торговые точки наперебой предлагают маркетинговые активности, дополнительные сервисные услуги, работают с ассортиментом и пр. Я, как руководитель крупной специализированной сети, хочу отметить, что рынок диктует свои условия.
Уже недостаточно иметь большой ассортимент, качественные услуги и звучные бренды. Если торговая сеть не стремится добиться лояльности своих клиентов, они начинают уходить к конкурентам.
Но я уверен, что профессионализм сотрудников от офиса до работников торгового зала, поможет выполнить самые сложные задачи, которые ставит время.
Пивной эксперт ,член ЦК бывшей Партии любителей пива Сергей Непрокин:
-Статистика о снижении потребления алкоголя – лукавство. По официальным данным, чуть не половина крепких напитков производится в тени. Но реально, на мой взгляд, - 70-80%. А вот потребление пива, действительно, снизилось, ведь оно производится только официально. Если в 2008 году в стране было выпущено почти 890 млн декалитров, то сегодня мы на уровне 570-600 млн – падение на треть. Но чем замещается пиво? Наркотиками и тем же крепким алкоголем, в том числе некачественным.
Да, конкуренция есть, особенно среди маленьких пивоварен. Но самая большая конкуренция – за место продажи. Кроме как в гипермаркетах, продать пиво становится негде. Небольшие точки продаж постепенно вытесняются: где-то есть законодательные запреты, иногда начинают жаловаться люди, вводятся кассы, которые не совмещаются с ЕГАИС и т.д.
Репутация дороже
- Можно ли наблюдать улучшение качества пива? Или, напротив, оно падает?
Сергей Непрокин:- У всех мировых и в том числе российских пивгигантов – высочайшее качество. Но вкус, естественно, нивелирован: чтобы был широкий круг потребителей, чтобы пиво не скисло из-за неправильного хранения и т.д. У небольших пивоварен качество может гулять, ведь трудно обеспечить все условия производства. Но вкус при этом может быть изумительным.
- Есть точка зрения, что репутация той или иной марки играет значительную роль на рынке пива. Насколько это утверждение справедливо для Воронежа? Или наша публика не слишком разборчива?
Виктория Климович, директор пивоварни «BierStadt»:
- Конкуренция между производителями пива достаточно жёсткая, и чтобы завоевать и сохранить свою долю на рынке, просто необходимо удерживать уровень качества.
Мы варим наш продукт на современном оборудовании, исключительно из натурального сырья высочайшего качества: отборного солода, артезианской воды и хмеля от ведущих российских и иностранных производителей.
Алексей Коростелев:- Чтобы поддерживать имидж, недостаточно красивых картинок и слоганов, необходимо контролировать качество на всех этапах: от закупки сырья до доставки напитка в торговые точки. Современный потребитель зачастую не прощает ошибок: купив однажды испорченное, невкусное пиво, он может навсегда отвернуться от производителя – это основа естественного отбора на пивном рынке.
Крафт или миф?
- В крупных городах крафтовое пиво уверенно теснит массовые сорта. Какие перспективы у этого процесса в Воронеже? Велика ли потенциальная аудитория крафтового пива в Воронеже?
Алексей Коростелев:- Отчасти, именно благодаря популяризации культуры потребления пива и развития самого потребителя, по стране в последние годы прокатилась волна «крафтового» пива. В России это явление пока что носит лавинообразный характер. Тем не менее, «крафтовое» пиво занимает уже 2% рынка и продолжает развиваться, выходя в массы, в том числе и в Воронеже.
Стараясь следовать тренду, многие крупные производители выходят на «крафтовый» рынок, к чему некоторые потребители относятся скептически – в их понимании, пиво, выпускаемое крупным производителем, не может быть уникальным. Однако, это мнение ошибочно – у крупной пивоварни намного больше ресурсов и возможностей организовать выпуск интересных «крафтовых» сортов, создать на своей базе плацдарм для экспериментов.
Виктория Климович:- Для любителей пива на первом месте стоят качество, вкус и цена. «Традиционное» пиво или «крафтовое» пиво — для большинства потребителей не имеет принципиального значения. Полноценным конкурентом традиционному пиву крафт не является, однако долю рынка премиальных сортов пива у производителей отнимает.
Крафтовая революция добралась и до регионов. Региональные производители открывают мини-пивоварни. В ближайшее время мы тоже планируем открытие мини-пивоварни по производству известных во всём мире крафтовых сортов.
Сергей Непрокин:- Наступление крафта – это миф. Реальная доля крафтовиков- около 3-5%. Действительно, некоторые пивоварни, начинавшие с крафта, развились и выпускают иногда по миллиону декалитров в год. Но разница – та же, что между картиной, написанной художником и картинкой, напечатанной на принтере. На мой взгляд, пиво, выпущенное большим объёмом, не может считаться крафтовым.
Официально
Как сообщили в департаменте аграрной политики, в 2016 году всеми пивоваренными предприятиями Воронежской области было произведено более 11 млн декалитров пенного напитка. Большую часть пива (до 86% от общего объёма) производит Воронежский пивзавод. Продукция предприятия реализуется через федеральные и локальные торговые сети.
Также действуют несколько частных пивоварен, которые выдают порядка 1,5 млндекалитров пива в год. Продукция этих предприятий реализуется в основном через собственную торговую сеть, а также через кафе и пабы.