Примерное время чтения: 4 минуты
228

Проект «Гравитация». Музыка притяжения открыла VII Платоновский фестиваль

Сюжет Платоновский фестиваль искусств - 2019

3 июля в зале Воронежской филармонии выступили известные музыканты Антон Батагов и Полина Осетинская. В их исполнении прозвучали произведения разных эпох и направлений: от барокко Пёрселла до постминимализма Гласса. 

Противоположности притягиваются

Антон Батагов – популярный российский пианист и композитор-постминималист. Наряду с американцами Филиппом Глассом, Стивеном Райхом и Джоном Кейджем, в чьей стране и зародилось это направление, он создал ряд произведений в постмодернистской эстетике.

«Мне часто хочется понять и почувствовать не различия, а что-то общее между музыкой, написанной в разные времена и в разных стилях. Так называемый минимализм – это термин не нравится даже самим композиторам этого направления. Любая народная, аутентичная музыка – это минимализм, созерцание одного и того же, вращение по спирали, но вглубь», –  рассказал композитор.

Его коллега, пианистка Полина Осетинская, является одной из самых талантливых исполнительниц. Сейчас она выступает на разных площадках мира, включая в свои программы сочинения современных композиторов.

Их совместный проект «Гравитация» был вдохновлён сочинениями композиторов XX – XXI веков, постмодернизмом и буддийской философией.

«Как говорил Джон Донн, наше тело притягивается к земле гораздо сильнее, чем душа – к небу. Для того чтобы почувствовать метафизическую гравитацию, и чтобы она была сильнее физической, нужно приложить усилия. Наш проект – об этой гравитации», – отметил Антон Батагов.

Фото: АиФ-Черноземье/ Дарья Бойченко

В споре рождается музыка

Программа, состоящая из семи произведений, задумывалась как контрапункт. В транскрипции двух роялей прозвучали пьесы Антона Батагова «Последний алхимик» и «Бастер Китон»; «Чакона» английского композитора Генри Перселла и «Шесть античных эпиграфов» француза-импрессиониста Клода Дебюсси; произведения современных американских минималистов – Prison Филипа Гласса (из оперы «Эйнштейн на пляже») и Gravity Дэвида Лэнга, а также «Болеро» Мориса Равеля в авторской интерпретации для двух роялей.

На сцене музыканты играли расслаблено, почти в полной темноте (лишь с небольшой подсветкой) и по нотам. Противоположные в одежде (он – в чёрном, она – в белом), в игре они продемонстрировали то, как могут соотноситься и тяготеть друг ко другу разные вещи.

Их ансамбль – это монохромная звучность двух роялей, которые пытаются найти компромисс между собой.

«Мы с Полиной очень разные,  – признался Антон Батагов, – Получается очень продуктивно, когда люди вместе что-то делают, но при этом каждый остаётся собой».

Главное в творчестве – свобода. Такова была их музыкальная мантра в «Гравитации».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах