«Потерпите первые 20 минут, не уходите», - посоветовала воронежцам театральный критик Алла Шендерова перед просмотром спектакля «Имитация жизни» венгерского режиссера Корнеля Мундруцо. Потерпев, а точнее пережив весь спектакль, захотелось поскорее отмыться от этой пыли замусоренной будапештской квартиры, от людей, кашляющих, курящих, жующих протухшую пищу, от ощущения затхлости и безнадеги. Но потом приходит мысль – от реальности не отмыться. Именно о ней, о неприятной реальности, и ставит свои скандальные спектакли Корнель Мундруцо.
Слои истории
Охарактеризовать все увиденное во время просмотра «Имитации жизни» одним словом, да и одним текстом, невозможно. Количество художественных придумок дуэта режиссера и сценографа равно количеству тематических слоев, заложенных Мундруцо в эту постановку. 20-минутный монолог великолепной Лили Монори, записанный на видео крупным планом, гипнотизирует и заставляет не то что не уходить со спектакля, а наоборот – погружает в себя. Мундруцо сначала дает нам поверить в то, что речь пойдет о бессмысленной бюрократической войне нацменьшинств и сильных мира сего. Затем зритель, мучаясь и потея от натуги, понимает, что перед ним не просто ущемляемая в правах цыганка, а мать, чей мир разрушается из-за смерти любимого мужа и предательстве сына. Чтобы докопаться до сути, приходится пройти большой эмоциональный путь вместе с героиней и, наконец, узнать, что в центре истории даже не она, а ее сын, отрицающий свою национальную идентичность.
«В основе спектакля - реальная история, произошедшая в Венгрии, - рассказала со-основательница театра Корнеля Мундруцо «Протон» Дора Буки. - В автобусе подрались две группы парней. Один из них достал нож и напал другого. Никто точно не знал, что тогда произошло. История быстро получила оттенок расизма, потому что все знали, что пострадавший в конфликте был из цыган. После этого случая в Венгрии начались протесты и демонстрации против расовой дискриминации. Но через некоторые время оказалось, что оба – и атаковавший, а атакуемый - были цыганами. Но нападавший не признавался в этом, даже отвергал этот факт. Так что на самом деле это не было делом о расизме, это была история отвержения национальной идентичности».
Космическое погружение
Философия искусства Корнеля Мундруцо, как он сам не раз заявлял, заключается в шокировании зрителя, чтобы шире раскрыть его душу и только затем начать говорить с ним. В «Имитации жизни», в отличие от других спектаклей венгерца, не было сцен насилия и жестокости, но моментов, когда зал дружно вздыхал в шоке и восхищении, было предостаточно. Конечно же, я говорю о сцене космического вращения квартиры, в которой проходит действо. Тем, кому не посчастливилось попасть на театр «Протон» во время Платоновского фестиваля, предложу включить воображение и представить квартиру с ее мебелью, кухонной утварью, книгами на стенах и мусором под диваном. А теперь погрузите эту отдельно взятую квартиру в открытый космос и представьте, что с ней сделает отсутствие гравитации. Прямо на театральной сцене, на глазах у публики эта квартира начала совершать оборот на 360 градусов. Медленно и ритмично пол менялся местами с потолком, предметы падали и разрушались, дверцы шкафов открывались, извергая из себя годами нажитое имущество. Когда квадратный короб с квартирой, наконец, встал на свое место, внутри него образовался хаос, и возникло четкое ощущение – вот прямо перед нами разрушился чей-то мир.
«Мундруцо хотел показать точку, в которой человеческая жизнь доходит то того момента, где все разрушается. Над тем, чтобы добиться этого ощущения, дизайнеры и техники работали в течение целого года, - рассказала Дора Буки. – Эта квартира должна была быть построена таким образом, что она имела идентичный вес в каждой точке, иначе короб не будет вертеться. Поворот сцены должен происходить в определенном ритме, и чтобы добиться его, прошло множество репетиций. Кстати, это наша первая постановка, в которой театральные критики отметили работу технического директора».
Корнель Мундруцо пришел в театр из киноискусства, поэтому каждая его постановка удивительно кинематографична. Каким-то удивительным образом режиссер даже разбил спектакль на крупный, средний и общий план, филигранно управляя вниманием зрителя. Вот словно из космоса наблюдаем, как вращается целая картина, вот видим только лицо героини, вот на экране возникает кусочек фильма, толкающий нас в другое пространство, а вот на сцене появляется дымовая вуаль, на которое проектируется видео-призрак. Все эти эффекты, которыми наводнена постановка вкупе с драматичной звуковой паутиной, отнюдь не отвлекают внимание от истории и ее героев: старой больной женщины, прожившей трудную жизнь и вмиг лишившейся всего, беспринципного агента недвижимости, отмахивающегося от чуть начавших созревать ростков сострадания, цыгана, отказывающегося от семьи и от собственной природы, молодую мать, запутавшуюся в жизни и утаскивающую в эту грязную пучину своего маленького сына, и ребенка, слепо идущего за ней.
«Мы не знали, выживет ли Лили»
«Для нас участие театра «Протон» в фестивале – одно из главных событий. Этот спектакль помещен в программу актуального искусства. Это формы театра, к которым в России не привыкли. Это театр, который говорит о сегодняшней жизни непривычными художественными средствами», - прокомментировал худрук Платоновфеста Михаил Бычков.
Действительно, среди публики фестиваля оказались те, кто эти художественные средства не принял.
«Русский зритель очень нетерпелив, особенного московский и питерский. Премьера «Имитации жизни» состоялась год назад в Вене. Там я бы никому не стала советовать уходить, поэтому там не нужно было. Русский зритель может встать и уйти, если ему не нравится, сколько бы он не заплатил за билет», - считает журналист Алла Шендерова.
Непростым спектакль стал и для венгерской труппы, которая добиралась до Воронеже практически полдня из-за переноса рейсов. Сложная дорога ударила по здоровью самой возрастной актрисы театра «Протон» Лили Монори. Как позже призналась Дора Буки, Лили теряла сознание до и после выхода на сцену и даже во время действа. Из зала было не понять, что актриса, которая по сценарию умирает на сцене, действительно была на волосок от смерти.
«Протон – это небольшая театральная группа, которые, в основном, работают с одними и теми же актерами. Одна из центральных фигур в нашем театре –Лили Монори. Она играла мать Франкейнштейна в самом первом нашем спектакле. Во время одного из показов у нее случился сердечный приступ. Несмотря на это, она доиграла спектакль, но потом никогда больше не выходила на сцену в этой роли, - рассказала Дора Буки. - В связи со состоянием здоровья Лили и тем, как мы добирались до Воронежа, мы даже не знали, выживет она или нет».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть