Примерное время чтения: 5 минут
297

Сколько стоит помощь? О бизнесе на ДТП и войне автоюристов со страховщиками

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Черноземье 31/08/2016

По известной схеме

Схема «развода» примерно такова: автоюристы перекупают у пострадавшего в ДТП права на покрытие убытков и становятся, по сути, его представителями. В итоге, покупают права за одну сумму, а получить через суд со страховой компании могут в 2–3 раза больше.

Коснулась такая проблема и водителя Николая Косинова, когда он обратился за помощью к автоюристу.

«Юрист убедил меня передать ему все оригиналы документов и подписать расписку со странной формулировкой: «Расчёт произведён в полном объёме, претензий не имею», – рассказывает мужчина. – Он велел ждать звонка, мол, сам со всем разберётся. Я решил довериться профессионалу и сделал всё, как он сказал. Спустя некоторое время дело было выиграно. Я очень обрадовался, потому что суд обязал полностью компенсировать понесённый ущерб и затраты на судебные издержки, а страховую компанию виновника аварии выплатить штраф в 50% от этой суммы».

Однако сам Косинов получил на руки лишь сумму ущерба, в то время как в судебном решении цифра была в 1,5 раза больше. Автоюрист объяснил недоумевающему Николаю, что штраф страховая компания выплачивает позднее, и пропал. Спохватился обманутый автовладелец только, когда от страховщиков ему пришло письмо с напоминанием о том, что штраф, который выплачен по судебному решению, облагается налогом.

«В бухгалтерии страховой компании мне подтвердили, что выплата по исполнительному листу проведена полностью: сумма ущерба и штраф переведены на пластиковую карту моего представителя», – жалуется потерпевший.

На вопрос водителя о дополнительной сумме автоюрист заметил, что, судя по расписке, полный расчёт с ним уже состоялся. И заботливо указал на его подпись в документе. В итоге, автоюрист обогатился, а Николаю ещё предстоит выплатить налог с денег, которые он не получал.

Дмитрий Журавлёв, директор Института региональных проблем, преду­преждает, что плата за услуги автоюриста должна быть фиксированной и оговариваться заранее, и всё, что через суд страховая выплатит сверху, должно принадлежать лишь пострадавшему.

«Отказаться от сотрудничества стоит и в том случае, если вы встретились с «похоронными агентами» – «автоюристами», которые приезжают сразу на место ДТП и предлагают тут же купить у вас наличными право требования. Чаще всего они представляются «аварийными комиссарами», – объясняет Журавлёв.

Из двух зол

Как прокомментировали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), согласно федеральному законодательству, при ДТП автовладелец должен обращаться в свою страховую компанию. И уже затем, если выплата его не устроила, идти в суд.

Впрочем, экспертиза от страховой компании очень часто не устраивает автомобилиста, так как та заинтересована, прежде всего, в собственной выгоде, а значит всеми силами будет стараться уменьшить сумму ущерба. Поэтому водители и обращаются за помощью к автоюристам и к независимой экспертизе, чтобы защититься от «обсчёта» и сэкономить своё время.

Александр Мазалов, юрист и специалист в сфере урегулирования убытков при ДТП, считает, что первопричины обращения граждан за помощью вполне понятны: неэффективная работа страховых компаний и несовершенство существующего законодательства. Ведь если бы у автолюбителей не было претензий к страховщикам по выплатам, то не появились бы и автоюристы.

«Конечно, конфликты со страховой компанией обыватель может разрешить самостоятельно, затратив на это определённое количество времени и усилий: необходимо изучить судебную практику, познакомиться с решениями Верховного суда РФ, почитать специализированные форумы, – говорит юрист. – Однако никто не заплатит вам за время, проведённое в суде и потраченное на написание претензии, иска. Тем не менее, иногда автовладельцам полезно разобраться в ситуации, хотя бы для того, чтобы не дать себя обмануть».

Понятно, что у автоюристов и страховых компаний изначально противоположные задачи. Страховщики стремятся снизить размер страховой выплаты, а автоюристы – поднять, и не только в интересах клиента, но и своих собственных тоже. Получается, что опасность обмана существует с обеих сторон. И водителю, действительно, лучше самостоятельно изучить ситуацию, рассчитать, какая сумма ему нужна, и сделать адекватный выбор – к кому всё же обратиться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах