Примерное время чтения: 7 минут
1864

С приставкой «эко». Как маркетологи используют моду на натуральность

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Черноземье 20/09/2017

В Советском Союзе за эталон качества принимались только отечественные продукты, выращенные местными колхозами и совхозами. В годы перестройки стало модным всё импортное. Однако время доказало: импорт —  тоже не панацея.

Сейчас в фаворе полезные, экологически чистые продукты. Вот и на упаковках всё чаще появляются значки, указывающие на натуральность или экологичность содержимого. Но что стоит за той или иной маркировкой на самом деле? В этом вопросе «АиФ-Черноземье» помогли разобраться эксперты.

Что значит «эко»?

Наши читатели признались, что нередко отдают предпочтение кефиру с пометкой «био», «клюют» на йогурт «натуральный», покупают «фермерское» и ведутся на всевозможные названия с приставкой «эко». И хотя подобные приманки на этикетках встречаются всё чаще, не все производители используют модную маркировку.

«Не могу сказать, что применение подобной маркировки для колбас является корректным, — считает главный технолог предприятия-производителя колбас Светлана Золотова. —  Действительно, для производства сырокопчёных и сыровяленых продуктов применяются определённые виды бактерий. Но приставка «био» согласно ГОСТ используется только для молочной продукции. Покупателям важно это знать при выборе колбасы в магазине. Ещё один очень важный момент: если 10 лет назад мы работали в основном на импортном сырье, то сейчас —  только на отечественном, которое по качеству, на мой взгляд, даже лучше зарубежного. Наша колбаса напрямую зависит от качества мяса, поэтому так важно, что в Воронежской области появились крупные хозяйства, которые соблюдают стандарты и реализуют тщательный ветеринарный контроль на всех этапах производства».

«На этикетках столько всего написано:  и «без ГМО», и «без Е», и «без глютена», ещё и «эко» добавить? Качество от наличия этой маркировки всё равно не изменится, —  присоединяется к обсуждению директор мясокомбината Роман Никитюк. — У нас, например, что есть в составе, то и пишем на этикетке. Если написано мясо, специи и соль — как продукт может быть не натуральным? К тому же используется мясо, выращенное в Воронежской области. Конечно, нашу продукцию можно назвать экологически чистой и натуральной —  в производстве нет ничего вредного, мясо проверяют ветврачи. Ведь экологичное — значит, минимум добавок и консервантов».

Какие стандарты?

«Утверждать, что тот или иной товар является «зелёным», натуральным, органическим, экологически чистым, можно только на основании результатов соответствующих экспертиз, — комментирует руководитель Центра качества, сертификации и оказания электронных услуг региональной торгово-промышленной палаты Татьяна Бабкина. — Причём это, как правило, очень объёмное исследование. Если речь идёт, допустим, о продуктах питания, то всё начинается с исследования сырья, ещё точнее — с экологии той местности, где производится продукт, т. е. анализа почвы, на которой растут исследуемые овощи и фрукты или пасутся коровы, —  нет ли в ней радионуклидов и т.д. В западных странах подобные требования очень строги, и там предпринимателю нужно пройти множество проверок, инспекций и служб, прежде чем он сможет получить знак «экологически чистая продукция», или «био», или «органик» и т. п.»

В российском законодательстве отсутствуют нормативные документы, регламентирующие продукцию как натуральную, экологически чистую, то есть нет самих стандартов, в соответствии с которыми продукция может быть маркирована как «зелёная», «эко», «био» и т. д. Поэтому товары отечественных производителей, промаркированные таким образом, —  это, как правило, всего лишь маркетинговый ход  со стороны самих производителей для привлечения внимания покупателей. Но выпускать продукцию с такой маркировкой без проверок, экспертиз и соответствующей доказательной базы противозаконно.

Любой покупатель, пострадавший в результате использования якобы «экологически чистой» продукции, может подать жалобу в Россельхознадзор и в Роспотребнадзор.

По словам Татьяны Бабкиной, в региональной системе добровольной сертификации есть знак —  «Экостандарт», запатентованный два года назад. Он подтверждает, что промаркированные им товары являются продукцией с повышенными требованиями к качеству и не содержат искусственных добавок —  красителей и консервантов. Каждый производитель может подать документы на получение такого знака, если уверен в своей продукции (кстати, среди местных бизнесменов «Экостандарт» имеет всего одно предприятие).

Читайте состав

Как же выбрать качественный продукт? Председатель общества «Качество нашей жизни» Николай Дегтярёв советует внимательно читать этикетку. Если она плохо читается, состав написан мелким шрифтом да ещё на тёмном фоне, то, скорее всего, производитель хочет ввести вас в заблуждение.

«В продаже появились сырки «глазированные творожные» и просто «глазированные», в составе которых совсем нет молочных жиров, но не каждый потребитель читает состав, полагая, что он и название —  это одно и то же, — рассказывает о хитростях производителей общественник. — Растительный жир тоже может быть полезен, но важно, какой он и откуда был привезён. При неправильном хранении или переводе жидкого жира в твёрдое состояние, как правило, образуются опасные канцерогены. Но исследованием продуктов на содержание вредных веществ, к сожалению, никто не занимается. Сейчас мы отобрали все молочные продукты, где указывается растительный жир, и сдали в ветлабораторию. Там, кстати, очень удивились, что в Воронеже продаётся так много продуктов с растительным жиром».

За что платим?

Может ли качество быть дешёвым? —  Вряд ли.

«Чем дороже колбаса, тем в ней больше мяса, причём высшего сорта, — отмечает Светлана Золотова. — На этикетке есть подсказка, из чего она сделана.  ГОСТ на колбасу регламентирует все мясные составляющие, за нарушение Госстандарта предусмотрены большие штрафы. В колбасе категории «А» присутствует не менее 80% мяса, а именно мышечной ткани, в категории «В» — 60% мяса. В дешёвые сорта добавляют соевый белок (то же, что и бобы, горох), эмульсию свиной шкурки —  это тоже натуральные ингредиенты, и некоторые потребители предпочитают именно такие продукты. Ни одну запрещённую «Е» технолог не будет использовать в колбасе хотя бы по той причине, что их просто нет. Люди, которые производят специи, читают законодательство и знают, что их продукцию с запрещённой «Е» просто никто не купит. Колбасу есть можно и нужно —  это быстрый мясной белок, который очень полезен даже детям».

«При выборе мясного продукта важно обращать внимание на цену, — соглашается Роман Никитюк. — В дорогом продукте класса «премиум»  содержится больше мяса. А вот в колбасу по цене, скажем, 150 руб. добавляется  мясо более низких сортов. Нельзя сказать, что эта продукция ненатуральная. Указанный в составе такой колбасы соевый белок имеет растительное, т.е. биологическое происхождение. Он применяется в производстве колбасных изделий с 1963 года и абсолютно безвреден. Более того, многие покупатели выбирают именно такую колбасу по вкусовым качествам. И ещё. Хотите натуральное —  выбирайте продукт с небольшим сроком годности. Например, срок хранения колбасы или сосисок в натуральной оболочке — 3-5 суток, а сроки хранения мясного продукта в  вакуумной упаковке —  могут достигать более 40 суток, что говорит о наличии в продукте консерванта. При выборе продукции обращайте внимание на этикетку, на первом месте всегда стоит основной продукт, а далее по убыванию».

Так что если хотите и полезное, и безопасное, и вкусное — покупайте у проверенной фирмы. Причём ориентироваться можно, действительно, на свой вкус — сейчас производители готовы предложить поистине богатый ассортимент.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах