Активисты общественного движения «Город и транспорт» придумали, как в растущем городе с проложенными ещё в СССР дорогами и бурно растущей автомобилизацией предотвратить транспортный коллапс, сделав работу общественного транспорта более эффективной. Ее ключевые моменты – безналичная система оплаты проезда, магистральный общественный транспорт и увеличенная плата за проезд. О проекте системы «АиФ-Черноземье» беседует с сопредседателем общественного движения «Город и транспорт» Юрием Новиковым.
Быстрее и удобнее
Анастасия Ходыкина, «АиФ-Черноземье»: Юрий, расскажите, как будет работать новая система транспорта в вашем представлении?
Юрий Новиков: Основой нашей системы станет магистральный транспорт - автобусы большой вместимости, которые будут двигаться строго по выделенным полосам в центральной части города. Транспорт не будет простаивать на остановках. Это позволит воронежцам рассчитывать время и существенно экономить на дороге. Автобусы средней и малой вместимости будут подвозить людей из глубины кварталов на точки - хабы, где предусмотрена пересадка на магистральный транспорт. Всего планируется 15 таких хабов - крытых мини-автовокзалов.
Большая часть маршрутов станет намного короче существующих. Всего на весь город задумано 7 магистральных, 20 троллейбусных и 56 автобусных маршрутов. Не намного меньше, чем сейчас. А вот количество самого транспорта уменьшится радикально: для магистральной линии потребуется 100 автобусов особо большой вместимости, 200 троллейбусов и 350 машин на подвозящие маршруты. Это примерно в три раза меньше, чем сейчас. На каждой улице будет не более 2-3 маршрутов. Это избавит от пробок и бесконечных «гонок» водителей. Причём у людей будет выбор - ехать через центр либо по окраинам. Из микрорайона Шилово до Северного моста, например, можно будет добраться через Левый берег
Автобусы малой вместимости - «ГАЗели» - можно пустить в дальние районы: например, от областной больницы в микрорайон Подгорное. Нет смысла гонять туда большой автобус. Если маршрутка будет ходить регулярно, она справится со всем пассажиропотоком, а люди будут ехать в комфорте - сидя. На троллейбусах будет держаться весь центр, район СХИ, ул. Ломоносова, часть Северного района.
- Может случиться так, что придётся пересаживаться несколько раз?
- По современным требованиям Минтранса, в миллионном городе допускаются две пересадки при поездке на работу, и у нас, чтобы добраться до места из любой части города, тоже предусмотрено не больше двух пересадок. Но оплачивать поездку вы будете один раз - за 90 минут пути. За это время вы гарантированно попадёте куда угодно, хотя остановок в некоторых местах будет в два раза больше, чем сейчас.
По нормативу Минтранса, от подъезда до остановки должно быть не более 500 метров. Сейчас это правило во многих районах Воронежа не соблюдается. Так, мы планируем запустить маршрут общественного транспорта до знаменитого Гидроузла в самой южной части города. Сейчас туда ходит автобус два раза в день (!) - в 8.00 и 18.30. Ещё один новый маршрут станет обслуживать ул. Малаховского (9 Января), квартал «Скандинавия» и будет выходить к ГИБДД на ул. Холмистой.
Также придумали маршрут в микрорайонах Боровое, Отрадное, в строящийся микрорайон Звёздный. Планируем пустить троллейбус по набережной Массалитинова и ул. Софьи Перовской. Предлагаем достроить и ввести кольцевую железную дорогу для связи между окраинами - это существенно разгрузит центр.
- Какую пользу горожане увидят сразу?
- Во-первых, экономию времени. По данным ГЛОНАСС, сейчас скорость общественного транспорта в пиковые часы в среднем составляет 11 км/час, в межпиковые - 13 км/час. Эту ситуацию я бы назвал патовой. Когда скорость упадёт до 8 км/час, смысла в транспорте не будет совсем, такими же темпами можно ходить пешком. По нашей системе пассажирский транспорт с учётом всех стоянок будет двигаться со скоростью 25-28 км/ч.
Во-вторых, мы увеличим доступность отдалённых кварталов, жители которых вынуждены очень долго ждать на остановках нужного автобуса. И, конечно, вы точно будете знать, сколько времени потратите на поездку. Сейчас после 8 вечера пассажирский транспорт рассасывается, и попадание домой становится лотереей. Пока перевозчик сам контролирует сбор денег с пассажиров, его нельзя заставить работать по графику. Когда появится только безналичная система оплаты проезда, вся транспортная система будет контролироваться и управляться, и таких проблем не возникнет. Внедрение этих механизмов мы и предлагаем.
Очередь - за инвестором
- Что из существующего можно использовать, а чего не хватает?
- В городе нет нормальных конечных остановок: новые никак не оборудованы, на них автобус разворачивается с Божьей помощью, никаких удобств для водителя и пассажиров. А те, которые остались с советских времён, ужасно перегружены. Их нужно строить, как и хабы. И, конечно, надо докупать автобусы для магистральных линий: сейчас в городе таких 3, а нужно 100. Пара транспортных предпринимателей как-то старается, подбирает нестарые автобусы российского производства, остальные «обновляют» большие автобусы списанием старых. Докупать нужно будет и троллейбусы - сейчас их 46. А ведь обслуживание и содержание троллейбусного парка обходится в два раза дешевле.
Куда девать переизбыток других машин? Уже сегодня у 40% «ПАЗиков» вышел срок эксплуатации, их нужно списать. Но перевозчики их «докатывают» на «социальных» маршрутах, где маленький пассажиропоток, и покупать на эти рейсы новые автобусы невыгодно. Основная часть «ГАЗелей» приобреталась в 2014-2015 годах, и к 2021 году, когда закончится срок нынешнего договора муниципалитета с перевозчиками, можно будет внедрять систему, они выработают свой ресурс.
- За сколько лет всё можно построить и внедрить?
- За два года. Правда, внедрять нужно всё сразу, а не частями. На всё потребуется 6 млрд рублей. Немалые деньги, но наш город долго экономил на транспортной системе, практически ничего не обновляя. К тому же это самый дешёвый вариант из возможных. Строительство метро, например, обойдётся в сотни раз дороже.
Недавно мы презентовали нашу систему - сначала у людей был шок, связанный со всем новым. Многих испугали пересадки, стоимость проезда - по нашим подсчётам, исходя из нынешних цен, она должна быть 23-25 рублей. Надо понимать, что система, которая будет работать лучше, стоить дешевле не может! Уже сейчас мы получаем положительные отзывы от людей - пришло осмысление.
Теперь нужно найти инвестора. Это очень трудно, так как вложения долговременные и вернутся только через 10-12 лет. Хотя инвесторов может быть сколько угодно - в акционерное общество могут войти все компании-перевозчики. Ещё в январе мы отправили наш проект в мэрию, но в ответ - молчание. Будем говорить, рекламировать нашу идею, принимать советы и пожелания. Надо срочно что-то менять, иначе настанет полный транспортный коллапс.