Известно, что произведения Платонова являются одними из сложнейших для театральных постановок. Во многом это связано с языком писателя, где каждая фраза – космос. Марине Брусникиной и артистам Театра под руководством Олега Табакова удалось показать красоту слога Андрея Платонова, глубину его идей.
Как поставить «Епифанские шлюзы», чтобы не растерять те жемчужины, которыми насыщено произведение? Решение – урок литературы, в котором есть место не только сюжету повести, но и множеству фактов из жизни Платонова, эпохи Петра I.
Режиссер Марина Брусникина обогащает «Епифанские шлюзы» новыми смыслами, находит пересечение с сегодняшними явлениями, которые присутствуют в обществе. Звучит тема власти, непростых отношений между представителями разных культур, конечно же, тема любви.
Спектакль начинается с того, что школьники вязнут в языке Платонова, многие слова им непонятны, однако постепенно произведение захватывает их настолько, что они сами становятся его героями. Спектакль как будто разделяется на две части: с одной стороны, урок в современной школе, с другой, – Бертран Перри, в которого перевоплощается учитель, петровская Россия и строительство шлюзов. Артисты на удивление органично существуют в двух эпохах: школьники моментально становятся инженерами-немцами или крестьянами с челобитными. Основная сюжетная линия, конечно же, история, созданная Андреем Платоновым, но Марине Брусникиной также удается показать разные характеры подростков, нарисовать законченные портреты с помощью нескольких штрихов.
Режиссер расширяет пространство спектакля за счет включения в него отрывков писем Платонова, которые он пишет своей жене из Тамбова, куда был отправлен работать мелиоратором. В ходе спектакля зрители узнают множество интересных фактов, например, что Платонов посвятил «Епифанские шлюзы» своей жене, но она отказалась от посвящения. Марина Брусникина проводит параллель между любовью Платонова к его жене и чувствами Бертрана Перри к его возлюбленной Мэри.
Действие «многослойного» спектакля разворачивается в декорациях, показывающих школьный класс с доской, партами, портретами великих людей на стенах. Пространство к спектаклю создано одним из самых известных российских современных театральных художников Николаем Симоновым. На доске появляются вопросы, которыми задается класс по ходу разбора «Епифанских шлюзов», периодически зрители видят портрет Платонова. Парты постоянно по-разному сдвигаются, в зависимости от того, как разворачивается действие.
«Епифанские шлюзы» Театра Олега Табакова – это лучшая реклама творчества Андрея Платонова, демонстрирующая гений писателя во всей красе: нестандартный сюжет, самобытный язык. Постановка будто открывает нового Платонова, тонкого, поэтичного, Платонова которого после просмотра спектакля многим захочется читать и перечитывать.