Примерное время чтения: 10 минут
782

В Воронеже показали кровавый перфоманс «Акция Каренина»

Алина Полунчукова / АиФ
Воронеж, 8 марта - АиФ-Черноземье.

Студенты воронежской Академии искусств показали тизер к будущему спектаклю, который воронежцы увидят уже в сентябре.

Буквально накануне главного женского дня воронежской публике представили перфоманс «Акция Каренина». Тизер к будущему спектаклю об одной из первых феминисток в России поставила молодой московский режиссер Виктория Нарахса, а в жизнь воплотили студенты Академии искусств из мастерской Руслана Маликова.

Фото: АиФ/ Алина Полунчукова

«Анна Каренина родилась в обществе, где ложь – это образ жизни. Но она не принимает эти правила. Она умеет любить и готова на жертвы ради любви. Она отстаивает право женщины быть с любимым человеком, открыто говорить о своих чувствах и поступках. Каренина – одна из первых революционерок-феминисток и она будет оправдана», − гласит анонс перформанса, на который зрителей начинают приглашать буквально за пару дней до премьеры.

Заинтриговать удается немало людей. Правда, в основном, это студенты Академии и им сочувствующие: друзья, знакомые и молодые заядлые театралы, которых ничем не испугаешь. Зрители толпятся перед входом в зал, актеры шутят про то, «а не выгонят ли нас всем курсом после такого» и вслушиваются в крики и аутентичную музыку, доносящуюся из помещения.

Фото: АиФ/ Алина Полунчукова

На небольшой сцене в это время идет финальный прогон. За музыкальное сопровождение отвечают воронежцы из группы SurferRose, за треш, который в следующие 50 минут будет твориться в зрительном зале и на сцене – 12 студентов-второкурсников из мастерской Руслана Маликова и режиссер Виктория Нарахса. Она уже успела посотрудничать с такими театрами как DEREVO, AXE, поставить стрит-оперу «Тараканище» с участницами группы Pussy Riot, в качестве режиссера по пластике принять участие над работой в таких проектах как «Норманск» (ЦИМ) и «Переворот» («Практика»).

«Идея поставить Анну Каренину возникла у меня довольно давно, − признается Виктория. – Пожалуй, в данном случае желание − это скорее протест тому, что предлагает автор. Я думаю, что режиссер как создатель спектакля имеет право выводить на первое место то, что ему кажется важным, даже если это вовсе не то, что хотел сказать автор текста. Вероятно Толстой не доверил бы мне свое произведение».

Фото: АиФ/ Алина Полунчукова

− Расскажите о самом проекте.

− В спектакле мы хотим затронуть две важные, возможно, достаточно простые, но все же волнующие меня темы. Первая - это абсурдность того мира, который мы создаем веками и который по сей день не очень изменился. Мира, в котором лгать и скрывать — это норма, а желание быть собой, желание быть откровенным, делает человека белой вороной, изгоем. Все в той или иной степени существуют по неким законам, несмотря на то, что их неэффективность очевидна. Конечно, наша Каренина не может вписаться в такие рамки, она вообще ни в какие рамки не может и не хочет вписываться. Она — воплощение любви, она говорит вслух о том, что чувствует, а не прячется от правды. Вторая тема — это умение человека любить, его способность принять этот дар. Не смотря на то, что это история в большей степени о человеческих отношениях, можно сказать, что Анна своего рода революционер, борец за искренность. Проще говоря, мне хочется растрясти людей, увидеть неподдельную реакцию зала. Голые люди не зря устраивают потасовку вместе со зрителями. Акция, которую мы назвали тизером к спектаклю — это попытка почувствовать присутствие Карениной.

− Этот проект вы специально создали для студентов Академии искусств?

− Да, можно сказать, что этот проект создан специально для студентов Руслана. Мы смогли найти отклик в сердцах друг друга. Создание спектакля — это общее дело, в котором монтировщики, актеры, художники, все участники проекта невероятно важны. Каждый в равной степени является создателем спектакля, просто функции немного разные. Поэтому у меня есть только вектор и решение, а куда нас приведет Каренина пока неизвестно.

Фото: АиФ/ Алина Полунчукова

− Как актеры восприняли такой формат, подачу классического материала?

− Выбрав такой материал, полумеры были бы лицемерием с нашей стороны. Мы занимались с ребятами тренингами, делали этюды и много разговаривали. Они были готовы к акционизму и повели себя как настоящие самураи.

− Как долго репетировали?

− По большому счёту, нашу акцию мы создали за один день, но готовились на протяжении всего времени, проведенного вместе. У меня не было абсолютно никаких опасений, связанных с реакцией публики. Мне кажется, что в наше время такое радикальное действие способно проникнуть в человека.

Стоит войти в зрительный зал, кажется, что попадаешь то ли в люксовый бордель, то ли в кабаре: на представителях мужского пола начинают выснуть полупьяные «нимфы», девушек прожигают взглядом актеры-мужчины – тоже в черных траурных платьях, некоторые даже на каблуках. На сцене – большой стол для поминок по Карениной. Ее воплощением занимаются сразу несколько актрис. Одну из них – беременную девушку – выносят из глубины зрительного зала прямо в гробу. «Анна» восстает из мертвых, начинает медленно раздеваться, танцует и поливает себя молоком.

Голос рассказчика, который сидит в углу сцены, подсвечивая текст светом фонарика тонет в дыму и волнах музыки. На музыкантах, кстати, маски Толстого, который «в гробу переворачивается от такого».

Треша в этот вечер  предостаточно: обнаженные девушки, танцующие, извивающиеся на столе прямо в бутафорской крови, голый парень в красных туфлях на шпильках, ползающий по сцене, удушение, оргия, в котором бездушное общество заживо сжирает Каренину. Пытаться описать перфоманс – сложно, и порой кажется, что невозможно вовсе. Все это на уровне эмоций, инстинктов, приправленных легким налетом образованности и толстовской Анны, перечитанной десятки раз.

«Все началось с того, что Руслан Маликов, руководитель нашего курса, объявил, что приедет хореограф из Москвы, хочет поставить пластический спектакль по «Анне Карениной», − рассказывает одна из участниц проекта Вера Буторина. − Мы конечно обрадовались: уже на втором курсе получить такое предложение − большая удача. Первая наша встреча прошла в феврале этого года, мы сразу начали интенсивно работать, придумывать этюды, искать различные визуальные воплощения нашим идеям. В один из приездов Виктории мы услышали от нее: «У нас два дня, чтобы устроить перфоманс». Мы не преследовали цель создать полноценное художественное полотно, мы хотели попробовать выступить перед зрителем. Опасения были и большие. Боялись, что воронежская публика не готова к такому театральному языку. И оказались приятно удивлены, когда в финале нас не только не закидали яйцами, но аплодировали и кричали «Браво!».

На ошарашенных зрителей летит красная краска, брызги пива, лук, которые актеры так ожесточенно режут прямо на сцене. Кто-то ужасается, недоумевает, но не в состоянии выйти из зала, кто-то – раскачивается в такт музыки и пристально следит за тем, что же случится в следующий момент. В конце перформанса актеры срывают оглушительные аплодисменты, заглушающиеся криками «Браво!» и «Молодцы!». Когда-то казалось, что такой театр больше свойственен для двух столиц, но студенты из мастерской Маликова в очередной раз доказали: что-то в расстановке сил существенно поменялось.

Кстати, премьерные показы полноценного спектакля запланированы уже на сентябрь этого года.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах