6 октября в музее имени Крамского открылась выставка «Андрей Пашкевич – Политэкология», посвященная событиям, ставшим переломными в истории России конца XX века.
Художник и кинооператор Андрей Пашкевич начал работу над серией картин «Политэкология» еще в годы Перестройки. Через свои произведения кинематографист выразил те чувства, которые рождали в нем происходящие изменения: боль, страх, любовь, надежду. Андрей Пашкевич философски относится к историческим событиям. На своих картинах он показал те сюжеты, которые могут точно отразить эпоху. Серия работ получила название «Политэкология», так как, по словам художника, он в живописных полотнах пытался «очистить» неприглядные стороны политической жизни.
Выставка «Андрей Пашкевич – Политэкология» в Вороже | Фотогалерея
Несмотря на то, что сегодня мы живем в водовороте других исторических событий, экспозиция «Политэкология» не теряет своей актуальности. Одновременно философский, ироничный и местами саркастичный подход автора к выбранным сюжетам делает изучение картин еще более интересным.
«Он никого не пытается исправить в картинах. Каждое полотно – это художественный документ эпохи. Каждая картина таит в себе определенную метафору», – отметил директор музея имени Крамского Владимир Добромиров.
Посетители выставки увидят полотна, написанные в разных стилях, фигуративную и нефигуративную живопись. Андрей Пашкевич создал психологические портреты таких политических деятелей, как Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Владимир Путин, Сергей Шойгу, Александр Лебедь. С сарказмом показаны Горбачев и Ельцин в произведении «Конкуренты», знаменующем начало открытых упреков между политиками. А вот на картине «Затмение» можно встретить образ Сталина.
Помимо политических деятелей художник не обошел своим внимание и события, ставшие знаковыми для той эпохи. Например, полотно «Обманутая Россия» рассказывает о ваучеризации, «Москва – Пушкинская площадь» – об очередях в первый открывшийся в России «Макдоналдс».
Некоторые работы Пашкевича вызывают улыбку, а некоторые – боль. Художнику удается рассказать историю на языке, понятном как очевидцам тех событий, так и молодежи. Заставляет вздрогнуть картина «Катастрофа», изображающая разбитую икону как символ подорванных устоев.
Также посетители выставки смогут увидеть триптих «Экология», показывающий Москву, Ленинград и земной шар, от которого остался один только остов.
Некоторые картины помимо подписи имеют краткое описание – цитату Андрея Пашкевича.
«Он хотел выразить свое отношение к изменениям, которые тогда происходили и за которыми он пристально следил. Он никогда не занимался политикой, но внутри него было беспокойство, надежда, любовь», – рассказала жена художника Грет Ван Хаелст
Приобщиться к истории сквозь призму видения Андрея Пашкевича можно в музее имени Крамского до 6 ноября.