По новой схеме
К 2020 году в Воронеже истекают договоры с перевозчиками, заключённые в 2015 году. Новая схема организации дорожного движения, которую для Воронежа готовит «Росдорнии», подразумевает исключение дублирующих маршрутов, оптимизацию и сокращение их протяжённости.
По мнению городских чиновников, транспортной системе Воронежа необходимы новые современные автобусы большой вместимости, выделенные полосы для общественного транспорта, различные сервисы информирования пассажиров и др. Преобразования также немыслимы без удобной системы безналичной оплаты. Уже удалось внедрить терминалы, хотя поначалу многие водители прятали устройства или делали вид, что они сломаны, закончилась чековая лента и т. д. Сейчас рассматривают возможность введения транспортных карт, но на кого возложить функции контролёра, и сколько средств потребуется на их внедрение? При этом понятно одно: безналичная оплата проезда должна быть существенно дешевле проезда за «наличку».
Ещё хотят проработать варианты взимания платы за проезд по времени или километражу. Поскольку на магистральных улицах должны работать только новые современные большие автобусы, а на периферийных – подвозящие, следует организовать транспортно-пересадочные узлы.
«Люди должны иметь возможность спокойно пересаживаться с одного вида транспорта на другой, с маршрута на маршрут без увеличения стоимости проезда!» – заявил глава Воронежа Вадим Кстенин.
Без строки в бюджете
По сути, городские власти вернулись к идее, которую не раз высказывали в общественной организации «Город и транспорт».
«Приятно, что наконец-то в мэрии начали делать такие заявления, и мы надеемся, что последуют реальные действия, – говорит председатель регионального отделения общественного движения «Город и транспорт» Андрей Фурсов. – Дублирующие маршруты нужно убирать – это будет колоссальная разгрузка дорог. А те маршруты, которые освободятся, надо направить в отдалённые районы города, например, в Шилово. Это можно будет сделать благодаря внедрению единой транспортной карты, поскольку появится возможность бесплатных пересадок. Так, в Москве при использовании проездного билета, «90 минут» в течение определённого времени можно делать бесплатные пересадки».
Сбором выручки должна заниматься муниципальная структура, она же будет распределять деньги по установленным коэффициентам между перевозчиками. Для Воронежа это наилучший вариант, поскольку в городе катастрофически мало общественного муниципального транспорта – всего около 15%.Чтобы нарастить муниципальный парк, потребуется вложить миллиарды инвестиций – процесс небыстрый, да и к тому же таких денег просто нет.
Между тем заместитель директора по правовым вопросам компании ООО «АТП» Дмитрий Лосев считает, что существующая транспортная инфраструктура города в целом неплоха, правда, требуются корректировки.
«В одном направлении автобусов много, людей мало, в другом – наоборот, – отмечает он. – Это нужно отрегулировать с привлечением общественности и ГИБДД. Важно обратить внимание на остановки – во многих местах они противоречат знакам, нет заездных карманов. Пока же наши запросы в ГИБДД отодвигаются. Например, та же остановка у Галерей Чижова – с учётом количества транспортных средств она должна быть значительно больше. А вот перекраивать систему заново не вижу смысла, это дорогое удовольствие, к тому же нет уверенности, что на деле она не будет долго оттачиваться. К сожалению, нас, перевозчиков, не привлекают к обсуждению новой системы, хотя мы не раз писали письма в горадминистрацию с просьбой учесть наше мнение. Нам часто ставят в пример Москву и Санкт-Петербург, но в данных городах есть целенаправленное субсидирование, дополнительные расходы компенсируют бюджет, в том числе перевозки пассажиров-льготников. У нас же такая строка в бюджете даже не предусмотрена».
Так что чем завершится реформа – пока одни вопросы. Зато известно наверняка, что за все новшества придётся платить горожанам – повысить оплату за проезд в общественном транспорте до 2020 года планируют не менее двух раз.