aif.ru counter
308

Ветеран ВОВ Павел Бражник: «Ветераны счастливы, что народ живёт в мире»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Аиф-Черноземье 29/01/2014
Елена Деревянкина / АиФ

Оборона и наступление

- Павел Иванович, как для вас началась война?

- В 1941 году в конце июня я сдал экзамены - окончил в Харькове инженерно-гидрометеорологический институт. А уже 3 июля меня направили в военкомат. Начал я службу в Орле метеорологом при штабе ВВС. Немец бомбил нас регулярно, по часам: в семь утра и в семь вечера. Но длилось это недолго, враг выбросил десант в Орле. Наш аэродром стоял на огромном поле, а немецкие танки вышли из леса, чтобы его разбомбить. Аэродром окружала река, а за ней – зенитный батальон. «Зенитки» начали стрелять по танкам, и первый же выстрел попал в цель – танк встал, как вкопанный. Тогда немцы не пошли на аэродром, а отправились в обход города. В Орле наземных войск не было – удержать фронт могла только авиация, но она улетела, остался лишь технический состав. И когда развернулись бои, некому было встать на защиту города.

Нам тоже пришлось уйти. Мы остановились у Мценска. Там завязался страшный бой: знаете, когда пулемёт разогревается, он уже не стреляет, а просто плюёт. И вот,немцы идут пьяные, с засученными рукавами, в атаку. Наши строчат вовсю, а им хоть бы что. Река, у которой проходило сражение, была красной от крови… Два дня удерживали войска у реки, но потом снова пришлось отступить. Мы зашли в Тулу. Её удалось удержать. Потом нас отправили на переформирование в Сибирь – 10 дней провели в Йошкар-Оле на 40-градусном морозе.

- А как проходила битва за Воронеж?

- Мы тогда воевали под Москвой, а немец стал слишком быстро продвигаться на восток. Тогда нас срочно погрузили в вагоны и отправили на Воронеж. Противник подходил к Дону. В июне мы прибыли в Мичуринск на железнодорожный узел. Рядом было поле, на нём и сели наши самолёты, подвесили бомбы и вечером улетели на фронт. Я остался на аэродроме один. И тут немец налетел на узел и начал бомбить – эшелоны с ранеными, с вооружением, с бомбами, горючим… Немцы бомбили целенаправленно, а сопротивления не было никакого. В итоге, всё было уничтожено, люди ползали по земле, бомбы выкатывались из вагонов… Жуткое зрелище: крики, стоны, раненые… Мы вынуждены были покинуть это место. Устроили аэродром на огромной поляне в лесу. Наши самолёты летали на Воронежский и Сталинградский фронты.

Фронт в Воронеже остановился, немец рвался перекрыть железную дорогу, которая идёт на Баку, чтобы лишить нас нефти и бензина. Наше командование приняло все силы, чтобы остановить немецкие наступления. Правобережье Воронежа 212 дней находилось в оккупации. Наши войска были на Левом берегу. За это время было создано командование Воронежского и Брянского фронтов, войска готовили к обороне и наступлению.

Хотя обычно дальняя авиация летала только в ночное время, Воронеж немцы бомбили и днём, и ночью. Бои были большие, но я непосредственно в них не участвовал. В мои обязанности входило обеспечивать безопасность полётов.

Наших войск было недостаточно, и тут нам прислали пять дивизий из Сибири, кстати, именно в их честь названа в Воронеже улица Героев Сибиряков. Когда они прибыли, стало возможным начать боевые действия. И вот, 25 января 1943 года Воронеж освободили.

Без прогноза никуда

- Что вы должны были делать, как метеоролог?

- Собирать данные о погоде, составлять прогноз по маршруту полётов: в районе боевых действий, бомбометаний и посадки. Самое главное – посадить все самолёты на безопасном аэродроме. Если, например, непогода, и туман закрыл аэродром, надо всегда иметь запасной. В любой момент может отказать двигатель, и тогда надо найти место для посадки. Там раздумывать некогда, надо быть готовым всегда. Находишься на командном пункте, всё время состояние напряжения.

- Наверное, нелегко делать такие прогнозы в военное время?

- Вся погода циркулирует с запада на восток, так что получалось, что к нам шла погода, которая была на территории, занятой немцами. Поэтому составлять прогноз было очень сложно, данных-то от вражеской стороны не возьмёшь. Всё, что передают другие страны, зашифровано, а потому информации было очень мало. Но обходилось благополучно. Самое главное – не допустить чрезвычайных происшествий.

- Куда вы отправились после освобождения Воронежа?

- Побывал на многих фронтах. Освобождали Киев, Севастополь. В Киеве готовились к высадке десанта, прибыло 10 тысяч солдат, их нужно было перебросить на Левый берег Киева. Командование пехотных войск отобрало 10 наиболее здоровых и сильных бойцов, чтобы они переплыли Днепр и захватили плацдарм. Все, кто остался в живых, получили звания героев. Киев освободили. Потом был Минск, Кёнигсберг, Берлин. После освобождения Берлина дали отдых - пять дней, и снова в вагоны – на восток. Нужно было, согласно договору с американцами, начать военные действия с Японией.

- Где вас застала весть, что война закончилась?

- Мы стояли под Берлином. Когда я узнал эту новость, то выпустил из пистолета в воздух все патроны. А потом мы устроили салют.

Главное – не лениться

- Чем вы занимались после войны?

- Я служил ещё 20 лет, был начальником метеослужбы дальней авиации, потом мне предложили перейти на преподавательскую работу, и я стал читать лекции в авиационном техническом училище. Я уволился из училища, когда мне исполнилось 50, и остался в Воронеже. Сначала жил в хрущёвке. После увольнения из училища устроился на завод и проработал там ещё 25 лет. Там заработал квартиру получше.

- Как это - дожить до 100 лет?

- Главное – не лениться. Надо работать, каждый день делать зарядку. И не злоупотреблять дурными привычками.

- Какие проблемы сегодня волнуют ветеранов?

- Сейчас у нас радостный повод для встречи, и я не хочу говорить о каких-то проблемах. Понимаете, мы – ветераны, очень счастливы, что народ живёт в мире.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах
Роскачество