О том, какие проблемы в спорте решить невозможно, как правильно растить чемпионов и зачем мучить историей школьников, корреспонденту «АиФ-Черноземье» рассказал Владимир Ситковский, мотоспортсмен с многолетним стажем, семикратный чемпион России, победитель десятков заездов.
Спорт – это жизнь
Ирина Лазарева, «АиФ»: Владимир Иванович, вам 78 лет, а вы до сих пор соревнуетесь на мотоциклах наравне с другими спортсменами, к тому же регулярно побеждаете. В чём секрет успеха?
Владимир Ситковский: Мотоспорт – это моя жизнь и моя страсть. Как можно от этого отказаться, полюбив однажды? Я не понимаю. Конечно, мои победы не те, что были с десяток лет назад, но я держу себя в форме. Стараюсь выступать во всех массовых заездах и кроссах, куда меня приглашают. Сейчас я выступаю в категории «Ветераны» группы «В» - тут соревнуются спортсмены в возрасте от 53 лет. Без наград не остаюсь. Только не понимаю я эти грамоты…
– Почему?
– А зачем они мне? Я храню их в гараже, дома складывать некуда. Вот свой автомобиль «Москвич-412» я содержал в полном порядке, он всегда служил мне верой и правдой. Я перевозил на нем свои мотоциклы, если вдруг заезд случался в отдалённом районе. Его мне вручили после победы в чемпионате Советского Союза в 1981 году. Вот это была гордость! Таких подарков, по-настоящему дорогих сердцу, сейчас не дарят. Мой спортивный товарищ – мотоцикл – сейчас в ой каком неудовлетворительном состоянии: то одну деталь надо заменить, то другую. Нужен уже новый двухколёсный. Да вот где его взять?
Денег стоит
– Владимир Иванович, в спорте сейчас много проблем. И, видимо, одна из них связана с финансовым обеспечением.
– Мотоспорт – это удовольствие дорогое. Нужно заниматься с малых лет с тренером, участвовать в заездах. А здесь, к слову, приходится иногда тратиться на поездки в другие города – постоянно поддерживать в форме не только себя, но и своего боевого товарища. Врачевать раны мотоциклу - тоже обязательная процедура. Если не ухаживать за ним, то о каких победах говорить? Да и купить мотоцикл, как я уже говорил, не каждый может себе позволить.
И ещё есть проблема - спортивные трассы. С их обустройством всегда много проблем – кому-то они мешают. Я лично через это прошёл и доказал, что построенная в Нововоронеже трасса соответствует всем требованиям и пригодна для соревнований. Теперь каждый день езжу туда и инспектирую, всё ли в порядке.
– Вы в прошлом были тренером. Скажите, добились ли ваши воспитанники успехов?
– Я родом из Белоруссии и тренировал в Витебске. Дети у меня занимались прекрасные – заинтересованные, глаза горят, хороший спортивный азарт чувствовался. Многие из них стали в последствие победителями и призёрами многочисленный чемпионатов СССР – как в мотоспорте, так и на ледяной дорожке. А тогда тренировки проходили в тяжелейших условиях – не было готовых трасс! Мы тренировались на автодорогах почти незаконно!
Меня спрашивали: «Почему твои воспитанники добиваются результатов?». Да потому мне не всё равно было, я с ними с утра до ночи как с родными детьми возился. Любил их, болел за их победы, переживал за поражения. Только благодаря личному участию в судьбе своих воспитанников, в жизни каждого из них, можно добиться большого уважения к себе.
Роковой «41»
– Ваш мотоцикл носит 41-й номер. Это ведь не случайно?
– А что вы думаете на этот счёт? Я часто во время заездов рассказываю байки молодым и задаю такой вопрос. И знаете, много вариантов. Кто-то считает, что в цифре никаких смыслов не заложено, кто-то – что столько лет я на старте. А это память о трудных временах, о войне. Мне было 4 года, почти всю семью расстреляли. Нужно не забывать историю, помнить о подвиге нашего народа, поэтому каждый свой заезд я напоминаю людям об этом.