Примерное время чтения: 7 минут
643

А что за кулисами? Актер драмтеатра о муках выбора и хлебе насущном

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ-Черноземье 30/09/2015

В Воронеже открылся новый театральный сезон, который обещает быть впечатляющим и богатым на премьеры. Только в театре драмы им. А. Кольцова их покажут сразу четыре.

Затягивая пояса

Ирина Лазарева, АиФ: Юрий, часто артисты для нас, простых смертных, кажутся едва не небожителями. Но ведь и у небожителей, наверное, полно проблем?

Юрий Смышников: Проблем в театре всегда хватало – как, впрочем, в любой организации. Но есть и своя специфика – это творческие моменты. Работа для артиста, его роли, задействованность, востребованность – как хлеб насущный. Если вдруг случается так, что выходит один спектакль, другой, а ты в нём не занят – это большая печаль. И подобной ситуации боится каждый артист. Наша сущность такова, что надо постоянно  быть в тонусе, в тренинге, в роли. Если этого не происходит, люди начинают искать что–то на стороне, реализовывать себя в чём–то другом.

Конечно, есть и объективные трудности. Ни для кого не секрет, что в связи со сложной экономической ситуацией приходится затягивать пояса. Насколько мне известно, финансирование новых постановок сократилось. Сейчас не стоит надеяться на щедрость государства, а нужно больше рассчитывать на свои силы. Но, несмотря на финансовые сложности, театр не умер, более того,  он не стоит на месте. Буквально на днях состоялось собрание труппы, нам объявили о планах и перспективах. Как минимум четыре–пять спектаклей впереди. Народ вдохновился, работает. И это замечательно.

– Вы сказали, когда артист не занят, ему приходится реализовывать себя на стороне. И какие же способы дополнительного заработка есть у артиста?

– По ситуации. Например, на первом–втором курсе мне хотелось побыстрей отучиться и оторваться от родительской опеки, почувствовать свою самостоятельность. Вот тогда я и начал подрабатывать, даже грузил помидоры–огурцы на рынке. Но это были тяжёлые 90–е годы. Сейчас стараюсь подрабатывать в смежных профессиях – в рекламе, озвучке, конферансе. Были и пробы в кино, предлагали роли в сериалах. Но когда выяснялось, что съёмки могут затянуться на несколько месяцев, я отвечал, что не могу – у меня театр, главные роли. Меня ждёт зритель. На меня смотрели удивлённо: тут кино, большой экран, а там какой–то театр.

Но каждый выбирает сам, что предпочесть: посвятить себя одному кинофильму, а потом остаться у разбитого корыта, потому что неизвестно – позовут тебя опять на пробы или нет, или же остаться преданным театру,  которому отдано 20 лет жизни.

– Так что же делать, чтобы артисты не бежали из театра?

– Создавать им условия, и прежде всего – в финансовом плане. Потому что только духовной пищей сыт не будешь. Когда ты годами ходишь в одном сером пальто и видишь, как кто–то покупает дорогие иномарки, то однажды вдруг тоже захочется что–то изменить…

Расчёт по «сетке»

– Если не секрет, какая у артистов зарплата?

– Сложно говорить сразу за всех, потому что сейчас, например, всё зависит от «сетки», которую ввели не так давно. Её смысл – покончить с уравниловкой: сколько заработаешь, столько и получишь. И во многих бюджетных организациях, насколько я знаю, применяется нечто подобное.

К примеру, если раньше я был занят в шести спектаклях, а мой коллега только в одном, то мы всё равно зарабатывали примерно одинаково. Более того – если я не имел никакого звания, а он имел, то он мог получать даже больше. Это всегда было безумно обидно! Ты пашешь, а он выходит раз в месяц и получает столько же. Сейчас всё в корне изменилось, поэтому артисты стремятся быть занятыми в спектаклях. Каждый выход оплачивается отдельно. Каждая роль – определённое количество баллов.

– Баллы начисляются по той же «сетке»? Не совсем понятно, как это работает…

– Всё зависит от нескольких моментов. Первый – это голый оклад, который есть у каждого, но привязан к категории. То есть –начинающий ты артист или ведущий мастер сцены, заслуженный либо Народный артист. Второй момент – выходы. Они не имеют отношения к окладу, но к нему приплюсовываются. Каждый твой выход стоит определённое количество денег – 300, 500 или 1 тыс. руб. Это зависит от того, насколько ты важен и популярен. И не имеет значения, что ты сыграл – главную роль или сказал: «Кушать подано». Ведь выход – это не вышел–зашёл, а спектакль.

Допустим, в конце месяца ты сыграл 10 спектаклей, и получилось, грубо говоря, 5 тысяч. Их приплюсовывают к зарплате. Но есть ещё и поощрительная система. Если ты играешь «кушать подано», то у тебя один балл, а это, скажем, 30 рублей. А если главную роль, то 10 баллов, а значит, 300 рублей. Набрал 50 баллов – плюс ещё 1,5 тысячи. Так что система оплаты труда сейчас – это оклад и баллы. Впрочем, есть и благотворительные постановки. Например, музыкальный спектакль «Ворон», поставленный к 70–летию Победы. Львиную часть выходов мы отыграли бесплатно. 

– А что происходит с билетами? Цены на них выросли?

– Есть определённые каноны, по которым устанавливается такса на билет. На сегодняшний день средняя предпремьерная цена билета в Воронеже – 700–900 рублей. На те спектакли, что идут уже не первый сезон, можно попасть и за 300–500 рублей. Думаю, это вполне приемлемо. Со временем спектакль, на который билет стоил 700 руб., будет стоить 300 – а значит, есть абсолютная возможность прийти и посмотреть.

А вообще, нужно бороться за качество постановок. Когда зритель будет стремиться в театр, когда попасть на премьеру будет престижно, тогда и цена билета станет непринципиальна.

Театр не умрёт

– Ходит немало разговоров о том, что театр вскоре будет не нужен. Мол, большинство и сейчас предпочитает кино. Что думаете по этому поводу? 

– Я оптимист, и думаю – театру далеко до гибели. Никакому кино и телевидению не под силу вытеснить театр из нашей жизни. Уж так устроен человек – ему нужна смена картинки. Просидеть у телевизора можно два–три дня. Потом захочется живого общения. Театр – это как раз такое общение, возможность пригласить сюда свою девушку, поделиться эмоциями. Я, например, специально съездил в Сочи, чтобы посмотреть постановку Авербуха «Кармен» на льду. В подтверждение своих слов скажу: «Танцы на льду» по ТВ не идут ни в какое сравнение с живой постановкой.

Вот и театр – это живое искусство, есть определённая часть населения, которая его очень любит, несмотря ни на какие перипетии. У нас в театре 300 мест, и, поверьте, в миллионном городе они всегда заполняются.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах