8 сентября на сцене Камерного театра сразу два новых имени. Воронежцы впервые столкнутся с писателем из 20-го века Ефимом Зозулей и молодым режиссером века 21-го Дмитрием Егоровым.
О культурных феноменах
Ирина Евсюкова, АиФ: Дмитрий, у вас богатый опыт постановок спектаклей по всей стране – от Петербурга до Владивостока и Алтая. Как вы оказались в Воронеже?
Дмитрий Егоров: Михаил Владимирович (Бычков – прим. ред.) позвал. Первый раз разговор о моем приезде в Воронеж зашел лет 7-8 назад, когда он в Питере ставил «Грозу». А в феврале прошлого года мы были приглашены в Псков на совещание Совета по культуре и искусству под председательством Путина. Все члены совета летели из Москвы специальным самолетом. Получилось, что мы с Михаилом Владимировичем сидели рядом. Он рассказывал про новое здание Камерного театра, которое на тот момент еще строилось. И наши планы стали обрастать деталями.
- Какие первые впечатления о городе?
- Я – человек северный. Меня всегда радостно там, где много солнца. От Воронежа у меня очень хорошие впечатления: спокойные люди, чистые улицы, красивые девушки. Жаль только, что в водоеме в центре города нельзя купаться – очень уж грязный. Конечно, это не только воронежская проблема – в Питере похожая история: рек полно, а искупаться в центре негде.
- Успели уже оценить воронежскую культуру?
- Мне кажется, сейчас в Воронеже с культурой все в порядке. Камерному театру построили новое здание, Платоновский фестиваль собирает полные залы, есть много новых интересных проектов, театральных и не только. Власти понимают, что горожанам необходимы культурные впечатления, на культуру есть спрос. Сейчас на развитие культуры выделяются средства, но надо понимать, что это ситуация временная. Ведь рано или поздно, власть в городе сменится. А город очень зависим от того, кто им управляет. Ведь любой город, хоть Питер, хоть Южно-Сахалинск, - это город Глупов, который зависит от своего градоначальника. Хороший градоначальник - хорошая и достойная жизнь горожан. Плохой градоначальник - коррупция, застой в культуре и низкий уровень жизни.
Еще год назад я бы сказал о Новосибирске, в котором я работал и буду еще работать, что это лучший город страны. Но посмотрите, что стало происходить с этим городом за прошедший год: конфликт с «Тангейзером», выступления православных активистов. Судебные процессы и громкие театральные скандалы сильно сказались на репутации города. И, заметьте, ситуация поменялась в очень короткие сроки.
Была Пермь с губернатором, который очень поддерживал культуру, вкладывал большие средства в развитие театров и музеев, в создание новых площадок. Но ситуация поменялась вмиг: сейчас Олег Чиркунов живет во Франции, ряд его сторонников покинули город и перестал существовать так называемый «пермский культурный феномен». Но, конечно, период культурного всплеска на городе отразился хорошо. Сейчас Пермь занимает более существенное место на театральной карте, чем занимала до того, как «культурный феномен» появился.
Я не могу сказать, что было в Воронеже пять лет назад. Но чувствуется, что сейчас здесь присутствует здравый смысл и здоровое городское сознание. Но важно помнить о том, ситуация всегда может поменяться.
О творческих кадрах
- С актерами Камерного удалось быстро сработаться?
- С Камилем Тукаевым мы хотели поработать очень давно. С другими артистами познакомился уже в Воронеже, но впечатление только положительное. Еще в качестве актера с нами репетировал Герман Греков в мае-июне, но потом ему предложили должность главного режиссера в театре «18+». В августе Герман честно отходил на несколько репетиций, помог новому исполнителю своей роли освоиться в спектакле и уехал.
- А Вы пробовали руководить театром?
- Мне кажется, что сейчас, когда не в лучшую сторону меняется нормативно-правовая база в сфере культуры, идти на должность руководителя театра бессмысленно. Ужасно, когда в той или иной отрасли начинают наводить порядки люди, не имеющие профильного образования в этой области, не разбирающиеся в тонкостях процессов, которыми им поручено управлять.
- А как, по-вашему, нужно развивать сферу культуры?
- Здорово, когда в городе существует несколько культурных очагов, разных по своему содержанию и стилистике. Феномен зависит от количества образованных квалифицированных людей, которым интересно заниматься культурой и которые понимают, как это делать. При этом важно, чтобы им была небезразлична судьба города. Живя в других местах, я про Воронеж не знал ничего, кроме того, что здесь существует Камерный театр. Последние лет десять он являлся визитной карточкой города на российских театральных просторах. Все зависит от того, чтобы количество таких людей как Бычков в городе становилось больше. Опасно, когда культурная ситуация в городе зависит только от одного-двух людей, потому что власть меняется, человек уходит и рушатся культурные центры, проекты. Чтобы избежать таких рисков, у культуры в регионе должно быть несколько опорных точек.
- Откуда же брать новых людей?
- Если Воронеж хочет, чтобы у него было все в порядке с культурной жизнью, нужно задуматься о кадровой политике института искусств. О том, чтобы туда вливались новые интересные люди. Чтобы после выпускники вуза были заинтересованы в том, чтобы остаться в городе и работать в местных театрах, а театры, в свою очередь, с удовольствием на это шли. Тогда в Воронеже разовьется и расширится культурная среда.
Все знают, хочешь быть артистом - поезжай в Москву или в Питер. Все артисты, которых мы знаем, из московской или питерской школы. Театральные институты в регионах - неконкурентоспособны по отношению к реальному театральному рынку. Если мы будем с этим что-нибудь делать, через несколько лет получим новых актеров, режиссеров, новые театральные центры.
- Что можно сделать с такой непрестижностью провинциальных творческих вузов?
- Отсутствие кадров, которые могли бы воспитать новое поколение – большая беда. Старые профессора, безусловно, хороши, но понятно, что в силу возраста, они набирают уже последние свои курсы. А кто вместо них? А нет никого. Это проблема многих не только театральных, но и всех культурных вузов. Везде есть некое подобие вуза, которое выпускает деятелей культуры, но всюду очень серьезные проблемы с молодыми педагогами.
В воронежском институте искусств конкурс 5 человек на место на актерском факультете – это очень мало. Чтобы вырастить интересное новое актерское поколение, именно воронежское, нужен конкурс 50-60 человек на место. Для этого вуз должен иметь определенный престиж, а его студенты – интересную перспективу трудоустройства.
Ну, вот я знаю, что у воронежского института искусств отобрали здание в центре города. А ведь людям, которые учатся на артистов, на художников, необходимо учиться в центре. Центр – всегда эстетически более оформленное место. Академия искусств не может находиться на окраине города.
О книжной полке
- В Воронеже вы готовите премьеру по довольно малоизвестному произведению - рассказу Ефима Зозули «Ак и человечество». Считаете, провинциального зрителя нужно воспитывать, предлагая ему трактовки не только классических произведений?
- Если у тебя на книжной полке стоят сочинения только русских классиков, ты лишаешь себя определенного информационного объема. Так и с театром. О Ефиме Зозуле я ничего не знал, пока совершенно случайно не наткнулся на его произведение в сборнике русских антиутопий. Так как имя Зозули широкому кругу читателей не известно, мы, естественно, ставим его на малой сцене, рассчитанной на 60 зрителей.
Но если зрителям творчество Зозули понравится, скорее всего, они будут интересоваться, что он написал еще. Ведь когда человек открывает для себя неизвестное ему доселе произведение, и оно его впечатляет, это побуждает его на дальнейший поиск чего-то интересного в этом мире.
Может быть, из шестидесяти зрителей десять человек придут домой, залезут в интернет с целью открыть что-то новое для себя. Все ради этого, во многом.