Известный актер, Народный артист России Федор Добронравов приехал в воронежский кинотеатр Star&Mlad в ТРЦ «Московский проспект» с презентацией фильма «Жили-были», рассказывающем о жизни в русской глубинке. О съемках в вымирающей деревне, судьбе «Сватов» и связи с Воронежем – местом, где начиналась карьера актера – Федор Добронравов рассказал в интервью «АиФ-Черноземье».
«Деревня не умрет»
Фаина Мания, «АиФ-Черноземье»: Расскажите, в каком месте проходили съемки фильма? Там на самом деле практически не встретить живой души?
Федор Добронравов: В деревне Шондовичи в Подпорожском районе Ленинградской области. Там, действительно, практически никто не живет. Местных жителей, вепсов, в этой деревне осталось всего 9 человек. Они живут только тем, что выращивают, сами пекут хлеб, потому что ближайший город Подпорожье с магазинами находится в 90 км. Там стоит такая тишина, что пролетающая муха воспринимается, как «Боинг». Съемки шли месяц. Все это время мы жили без связи, без интернета.
- Тяжело быть оторванным от городской жизни?
- Первое время у нашей съемочной группы была «ломка». Они все время пытались поймать связь на телефонах, нервничали из-за этого. Но потом про все забыли, стали больше общаться между собой. И когда наступил момент уезжать, некоторые начали тосковать и переживать, что по возвращении их снова будет ждать городское одиночество. И некоторые даже стали подумывать о покупке участка в этой деревне.
- Любовный треугольник или проблема вымирающей деревни – что первостепенной в фильме?
- Во всех ситуациях важны, в первую очередь, только люди. Деревня может умирать, может возрождаться. Но она возрождается именно кем-то.
- Можем ли мы надеяться, что все-таки деревни не вымрут окончательно?
- Я очень на это надеюсь. Тем более, как оказалось, найти заброшенную деревню не так-то просто. Мы три месяца искали место для съемок и нашли его совершенно случайно. Пришлось объездить разные регионы нашей огромной страны в поисках заброшенного уголка. Как это ни удивительно, но люди возвращаются в деревни, строят там коттеджи. Рядом с ветхим, полуразрушенным домиком возводят современные дома. Так, мы хотели снять фильм о том, что из деревень уезжают, а, оказалось, что это не совсем так. Поэтому говорить пессимистично, что деревня вымирает, нельзя.
- В недавнем интервью актер Алексей Серебряков сказал, что, если отъехать на десятки километров от Москвы, то национальной идеей являются сила, наглость и хамство. Согласны ли вы с этим?
- Нет, я не согласен. Конечно, мне, как артисту, сложно что-то анализировать. Но, мне кажется, что у нас в стране гораздо больше хороших, теплых, добрых, прекрасных людей, нежели хамов или уродов. Да, в деревнях живут люди, которые, возможно, не умеют читать и писать. Но они очень большие душой. У меня тоже есть деревенская родня, и когда я приезжаю к ним, никаких перемен не вижу. Русский менталитет такой крепкий. Надо тысячи лет, чтобы что-то кардинально изменилось. Проблема, я считаю, в том, что нас обрабатывает наша быстрая жизнь. Живя в мегаполисе, мы быстрее соображаем, но при этом несемся на большой скорости и часто пробегаем теплоту, забываем о родных, которые нуждаются в нашей помощи. В деревнях же все по-другому. Там люди не пропускают ни горе, ни беду, ни радость. Они никуда не бегут, не торопятся. Человек может простоять в своих мыслях целые сутки возле реки. Этому нам, жителям мегаполиса, надо поучиться. Надо просто уметь останавливаться.
Драматическое кино в век коммерческого
- Вы презентовали фильм «Жили-были» на зарубежных фестивалях. Какая реакция была у западного зрителя?
- Мне было очень приятно, что фильм вызвал такой большой интерес. Например, на фестивале русского кино во Франции люди выстроились в огромную очередь, чтобы попасть в кинозал. Мы боялись, что зарубежный зритель не все сможет понять. Но они смеялись и плакали в тех же местах, что и наша публика. Их очень заинтересовала этническая сторона фильма. После просмотра многие вопросы касались быта. А еще на нас обратил внимание Болливуд. Так что в скором времени появится индийская версия фильма – только, наверное, вместо козы будет слон, а картинку разбавят фирменными танцами.
- Как вы считаете, не стали ли в последнее время в российской киноиндустрии меньше уделять внимания глубоким, драматическим фильмам, а больше гнаться за западными образцами?
- Я думаю, что у нас в стране гораздо больше снимается умного кино. Другое дело, что эти фильмы фестивальные. К сожалению, они не самоокупаемые.
- А с чем это связано?
- Это наши ошибки. Мы немножко потеряли в этой спешке, круговерти геополитических страстей. Но я думаю, что мы сможем наверстать упущенное. Выходит очень много качественных российских фильмов. Я надеюсь, что их будут поддерживать. Ведь раньше были государственные кинотеатры. Их сейчас не хватает, чтобы было проще продвигать некоммерческое кино в век коммерческой киноиндустрии.
Я верю, что отношения между нами и Украиной наладятся. Надеюсь, что этот кошмар закончится, и мы опять будем ездить в великий Киев, любоваться им и с любовью относиться друг к другу.
- Многие ждут продолжения известного комедийного сериала «Сваты». Выйдет ли седьмой сезон?
- Прошлым летом мы отсняли четыре серии седьмого сезона, но по сложным геополитическим обстоятельствам («Сваты» - украинский сериал – Ред.) пришлось остановиться. Теперь, скорей всего, придется ждать следующего лета, чтобы отснять оставшиеся сезонные серии. Сценарий написан, герои остались все те же. Андрей Яковлев (сценарист «Сватов» - Ред.) с большой тревогой и любовью относится к этому сериалу. Все-таки 5 лет прошло с момента выхода шестого сезона. Огромный перерыв – следствие сложных обстоятельств между странами, о которых все знают. Но я верю, что все будет хорошо, что отношения между нами и Украиной наладятся. Надеюсь, что этот кошмар закончится, и мы опять будем ездить в великий Киев, любоваться им и с любовью относиться друг к другу.
«Многим я обязан Воронежу»
- Федор Викторович, ваша карьера начиналась с Воронежского института искусств. Поддерживаете ли вы отношения с однокурсниками?
- Конечно, мы работаем вместе с Валерой Гурьевым, Элечкой Кикеевой, Сережей Дороговым, Димой Дьяченко. Нина Чусова ставит спектакли, в которых я играю. Со многими стараюсь поддерживать связь. И вообще, я считаю, что все, чем я сейчас занимаюсь – от актера до продюсера – я обязан Воронежу и, в частности, тем педагогам, которые нас учили, верили в нас и терпели.
- Владимир Познер во время своего визита в Воронеж был неприятно удивлен – его возмутили «жуткие здания и грязь». А какое впечатление на вас сейчас производит город?
- Мне кажется, что город однозначно поменялся в лучшую сторону. Воронеж расширяется. Наверное, уже практически не осталось той Березовой Рощи, через которую мы студентами пешком ходили в Северный район. Насчет грязи… Как по мне, так он, наоборот, стал чище.
- Ваш сын Виктор приезжал к нам на прошлый Платоновский фестиваль и играл в «Царе Эдипе». Вы следите за актерской игрой сыновей? Возможно, даете им какие-то советы? Ведь они оба пошли по вашим стопам.
- Мы одна семья и, конечно, даем друг другу советы. Но сказать, что я им в чем-то помогаю, не могу. Да, я высказываю свое мнение, но ни в коем случае не лезу в их творчество. Они уже давно стали замечательными, профессиональными артистами. И я точно не добиваюсь того, чтобы быть услышанным и реализованным в их судьбе.