Примерное время чтения: 11 минут
5974

«Маргинальная профессия». Молодые учителя о первых годах работы в школе

Ярослав Михалев: Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения.
Ярослав Михалев: Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения. / Алина Полунчукова / АиФ

Парты в ряд, учитель у доски, поднятая для ответа рука – за два века истории школьного образования в России формат сеяния разумного, доброго, вечного в детские головы, казалось бы, не изменился. Появились нагоняющие ужас на подростков ОГЭ и ЕГЭ, сборы денег на шторы и электронные журналы. А вот время диктует новые требования. Выпускникам школ мало знать алгебру и географию, нужно обладать компетенциями, отвечающими современным стандартам: креативностью, аналитическим мышлением, умением работать в команде, эмоциональным интеллектом и так далее. А прививать их должны учителя – усталые, малооплачиваемые, с кипами тетрадей в тяжелых сумках.

Организаторы общественного проекта «Учитель для России» собрали воронежских учителей – молодых и опытных, – чтобы обсудить, с какими вызовами современные преподаватели сталкиваются каждый день и как молодые педагоги креативно на них отвечают.

Не учат, а дрессируют

На вопрос, какое образование дает школа юному человеку сегодня, учителя единогласно отвечают: «Никакое». Многие из них давно променяли классную доску на частное репетиторство. Так и заработать можно больше, и есть шанс чему-то научить школьников.  

«Я имею 15-летний стаж работы в школе, но сейчас работаю репетиром, - говорит математик Алексей. – К сожалению, сейчас школа готовит просто рабочую силу, не имеющую понимание того, что происходит в стране. Школа не учит жизни, она тупо подготавливает к ОГЭ и ЕГЭ».

«Произошла полная замена образования бюрократией. Нашим проверяющим неважен итог обучения. Им нужна программа, календарно-тематическое планирование, - говорит школьный учитель физики Дмитрий. – Кроме того, нет понимания, что и в каком возрасте нужно давать ребенку, что ему интересно. Постулат такой: чем раньше мы начнем учить алгебре, тем лучше он будет ее знать. Но получается, что мы пытаемся впихнуть в голову ребенка то, к чему он еще не готов. А когда он подходит к тому возрасту, когда может взять ту или иную тему легко, он уже давно потерял к этому интерес».

Студентка Юлия только планирует стать преподавателем, но она уже готовится встретить стену из незаинтересованности детей в собственном образовании: «Сейчас в школах преподается только теория, фактически нет никакой практики. И интерес к процессу образования падает. Опытные учителя не хотят учиться сами и приносить в школу новые методики. И даже когда приходит молодой преподаватель в школу, старший преподавательский состав своим примером гасит его порывы к творчеству».

Еще одним бичом школьного образования учителя считают систему оценивания знаний учеников. По их словам, она давно свелась к трем баллам: 3, 4 и 5. Администрация и родители давят на преподавателей, принуждая их «рисовать» оценки ради поднятия общего уровня успеваемости.  

«На первых занятиях я всегда проверяю уровень знаний моих учеников, - говорит репетитор Андрей. -  У всех дневниках «пятерки» и «четверки», но я задаю элементарные вопросы, и они не могут на них ответить. То есть знают они на «тройку» в лучшем случае. Те дети, которые плохо учатся или не учатся вообще, получают те же самые «тройки». Нельзя замотивировать ученика, если он сам этого не хочет».

«Ценность каждого ученика теряется»

Справка
Программа «Учитель для России» — это российский общественный проект, привлекающий к преподаванию в обычных школах молодых специалистов, выпускников ведущих вузов страны. Организаторы ставят своей целью создание сообщества талантливых специалистов, изнутри изучивших систему образования и способных дать импульс для ее обновления и развития. Участникина два года становятся учителями в общедоступных российских школах, где дети особенно нуждаются в современных, талантливых и мотивированных педагогах.

Исправить ситуацию в российском школьном образовании – одна из задач программы «Учитель для России». Ее участниками становятся молодые профессионалы, которых обучают новейшим методикам преподавания и направляют на работы в провинциальные школы, где есть явные проблемы с мотивацией и успеваемостью учеников. «Учителя для России» призваны зажечь в них тягу к знаниям и своим примером показать уже работающим в школах педагогам, что есть другие методы преподавания, кроме повышеннего тона и угроз вызвать родителей в школу.  

Анастасия окончила Санкт-Петербургский университет по специальности «Прикладная математика и процессы управления». Могла бы стать программистом, но пошла работать в школу по примеру родителей – опытных педагогов.

«Сейчас у меня девятый класс, необходимо готовить ребят к ОГЭ. Вот только они сами не понимают, для чего им это нужно и чем математика может пригодиться им в жизни. Отсюда и отсутствие мотивации участников. Ты приходишь весь вдохновленный и видишь пустые глаза, - делится Настя. - Недопустимо в восьмом классе не уметь рассчитывать площадь фигуры или производить действия с положительными и отрицательными числами. Да, у каждого ученика есть свой темп. Если кто-то выполняет пять из десяти заданий, но делает качественно, я не снижу ему оценку. Учитель – очень гибкая профессия, у него не должно быть возраста, он должен быть молод в душе и развиваться со своими учениками».

Александра приехала в Воронеж из Томска. Здесь она обучает детей английскому языку и уже не удивляется методам работы коллег.

«У учителей очень много часов, они загружены. Ты думаешь, как бы выжить после семи уроков, а потом еще проверить тетради, заполнить журнал. И дети просто  выпадают из твоего внимания, - говорит Александра. - Я наблюдаю за своими коллегами, которые работают по 36 часов в неделю, и  я понимаю, почему они кричат на детей. Их нервная система не выносит этой нагрузки. Учителя сами перестают быть людьми и теряют ценность ученика как человека, как единицы. И это происходит везде».

«Произошла подмена - оценки в школе для детей и их родителей стали самым важным. Никому не приходит в голову, что ребята идут в школу совсем не за этим, - делится молодой преподаватель математики Юлия. Она училась в Твери, преподавала в Санкт-Петербурге и, став участником программы «Учитель для России», переехала на два года в маленькую школу под Воронежем. – Да, на начинающих педагогов давит коллектив. Если в школе принято кричать на детей, значит, и мы должны на них кричать. Главное, что не дает решить наши проблемы, - это отношение к педагогам. Профессия учителя – маргинальная. Если это не поменять, проблемы школьного образования не решатся».

Ярослав успел поработать чиновником в родном Томске и директором школы, а сейчас стал учителем истории. Весь этот опыт ему пригодился, чтобы совершенно по-особенному подходить к школьным урокам.

«Директорская должность предполагает, что вы находитесь между государственной машиной и учительской средой, которая транслирует интересы государства ученикам. Сами учителя не осознают те задачи, которые перед ними ставятся. Нет понимания, в каком обществе мы живем и как оно развивается. Мы заняты шесть часов на уроках, у нас нет времени даже подумать об этом. А ведь это важно, - считает Ярослав. - Урок – это 40 минут, которые вы и еще 30 человек проживаете вместе. Это маленькая жизнь, в течение которой мы учимся строить взаимоотношения. Многие проблемы были бы сняты, если бы больше учителей с таким видением пришли в школы».

«Многим детям непонятно, зачем им тот или иной предмет. В конце года, подводя итоги, я спросил у учеников, что они вынесли из занятий, были ли они им полезны. Один из ребят сказал, что на моих уроках он понял, зачем ему нужна математика. Получается, что человек семь лет ходил на математику, не понимал, зачем, а на восьмом году пришел на физику и понял. Возникает вопрос, а чему учили детей эти семь лет?» - спрашивает молодой учитель физики Роман.

Квесты, телемосты и флаг для полярной станции

Исправить ситуацию помогает креатив и неравнодушный подход к каждому уроку, уверены молодые учителя. Юлия предложила своим ученикам вместе снимать ролики и фильмы, и сейчас ребята даже организовали школьный фестиваль короткометражного кино. Ярослав вместе школьниками придумывает общественные проекты и помогает претворить их в жизнь. А Александра на своих уроках английского в старших классах часто организует квесты.

«Я пытаюсь забыть про учебники, за что меня сильно ругают. Так получается, что я все время нахожусь между классом и администрацией школы, и я на стороне детей, - говорит молодой педагог. - Когда я вижу, что у меня класс спит, ничего не хочет делать, я понимаю, что их как-то надо растормошить. Тогда я просто выпускаю их из кабинета и устраиваю квест. Дети счастливы, бегают, решают задачи, думают, работают в команде и просто оживают и начинают получать удовольствие от образовательного процесса. Конечно, я получаю «по шапке» от администрации, но это того стоит. Сейчас многие школы имеют возможность пригласить иностранца, носителя языка для работы с детьми. Многие школы этой возможностью пользуются, но, к сожалению, не моя».

Мария работает с детьми начальной школы и ведет у них, пожалуй, самые необычные уроки английского языка.

«Меня зовут Мария Рафиковна, но так как я работаю в младшей школе, иногда я Мария Жирафиковна или Хореографиковна, - улыбается девушка. - В начальной школе дети учат английский как какую-нибудь латынь. В учебнике на одной странице могут встретиться слова «дворецкий» и «русалка», и я не знаю, при каких обстоятельствах дети могут употребить их в обычной жизни. Однажды я вела урок в третьем классе, и мы читали текст про Канаду. Один мальчик поднял руку и спросил: «Откуда вы знаете, что Канада существует? Может быть, вы ее придумали?» Я предложила поспорить на шоколадку, что я докажу существование Канады. Нашла канадскую учительницу, и мы устроили телемост с ее классом. Дети задавали вопросы, показывали вид из окна школьного класса. С тех пор у нас были мосты с Австралией, Америкой, Индией, Китаем. Мы устраиваем математические баттлы между детьми из разных стран. Школьная учительница, вдохновившись нашими уроками, технологии устроила проект «Завтраки стран мира», и ее ученики в прямом эфире готовили завтрак вместе с ребятами из Бразилии. Другой класс у нее шьет флаг, который отправится на Антарктиду и будет там установлен».

Ярослав рассказал о первом опыте работы в чужой школе, когда сразу несколько участников программы «Учитель для России» определили на работу в одно и то же учреждения. Все они договорились использовать один и тот же прием – вместо оценок выдавать ребятам карточки за правильный ответ или хорошую реплику. Набрав три карточки, можно было получить «четверку», а скопив пять – высший балл.

«Мы откровенно говорили, что оценки для нас не важны. Я люблю историю и хочу рассказывать вам о ней. Но мы живем в условиях, когда есть оценки, поэтому давайте как-то договариваться. У ребят появлялась возможность самим себя оценить, получить четверку или накопить на пятерку, - рассказывает Ярослав. - Мне было интересно с детьми делать урок так, чтобы они были субъектом деятельности, участниками. Я подготавливаю слайды к урокам и специально вставляю в один из них полную бессмыслицу. Они записывают, я жду тот момент, когда кто-то из них осознает, что они пишут белеберду. Или даю ученикам два варианта ответа на вопрос, и ни один из них не правильный. Так я учу их внимательно и критично относиться к тому, что происходит вокруг них. Это побуждает рефлексию и желание поучаствовать. В некоторых классах ученики вставали в очередь на то, чтобы самим провести урок. Началось с того, что я предлагал кому-то переключать слайды за компьютером. Это может быть коряво, невыносимо, но я ставил цель сложить коллектив и образовать групповую динамику в нем».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах