«Наполним город джазом» - так называлась лекция президента фестиваля «Усадьба джаз» и его идейного вдохновителя Марии Семушкиной. Мария рассказала воронежцам о специфике организации джазовых фестивалей в регионах России, а также дала советы о том, как организовать фестиваль в своем городе.
Родом из кухни
В 2004 году Мария Семушкина работала в сфере кино – она искала партнеров среди разных компаний, которые захотели бы, чтобы их упомянули в фильме. Именно тогда, по словам Марии, в один момент все начало складываться как-то мистически: одна табачная компания на предложения Марии неожиданно произнесла слово «джаз». Тогда девушке и пришла в голову на тот момент сумасшедшая идея о фестивале на фоне дворцового ансамбля. Она собрала на своей кухне друзей, и они вместе начали создавать проект: выбрали усадьбу под Москвой, артистов. На следующий день после разговора с друзьями прибежала в ту самую табачную компанию и показала проект с расписанной сметой. Через пару дней ей позвонили:
«Вы знаете, это гениальная идея! Мы согласны!»
Так началась история фестиваля «Усадьба джаз». Первый open-air прошел в Москве на территории усадьбы Архангельское. Все было совсем иначе, чем мы знаем сейчас, но успех фестиваль получил – зрители были довольны концепцией open-air, где звучит качественный джаз с интересными музыкантами. Потом фестиваль начал перебираться в другие города: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Воронеж и Сочи в этом году.
Слагаемые успеха
Качественная музыка, дизайнерские маркеты, хорошая еда и детские площадки – четыре главных фактора успеха фестиваля, по мнению Марии Семушкиной.
Сцен на фестивале всегда несколько: партер, где звучит фанк, электроника, джаз-рок, и «аристократ», где можно слышать традиционный джаз. Сегодня такое разделение - это мировая тенденция.
Одним главных факторов успеха фестиваля является работа с партнерами.
«За 13 лет мы работали с очень разными компаниями, были крупные, были и небольшие. При этом наши интеграции были всегда разные, - рассказывает Мария. - Мы сразу предупреждаем партнеров о клиентоориентированности: о том, чтобы их площадка на фестивале любым образом создавала комфорт зрителям, чтобы она была интерактивная. Это в плюс и им, и нам. Важно понимать цель компании, задачи и найти к ним подход. Поэтому, когда идет беседа с партнером, о нем нужно знать всю информацию».
Реклама и пиар-компания начинают за 2-3 месяца до фестиваля. Это и наружная реклама, и работа в соцсетях, и с традиционными СМИ.
«И, конечно, очень важен момент подбора музыкантов. У нас уже выработалась своя система: мы проводим конкурсы в Москве, ездим на выставки в европейские города, рассказываем о своем проекте и нам присылают заявки. Бывает так, что кого-то мы сами заметили случайно в джаз-баре».
Фестиваль в Воронеже
«С Воронежем я познакомилась, когда Эдуард Бояков проводил исследование городского пространства. Я тогда ездила по области и смотрела усадьбы. И когда я приехала в Рамонь, в замок Ольденбургских, у меня сердце замерло при виде дворцового ансамбля, - вспоминает Мария Семушкина. - Я решила: здесь необходимо что-то делать. Замок на тот момент уже был отреставрирован, поэтому самое главное было – договориться с властями и музейными работниками. Были трудности и нежелание нам помогать со стороны властей, но находились люди, которым нравилась идея фестиваля, и они помогали нам. Это в большей степени Эдуард Бояков, который хотел развивать в Воронеже культурное пространство на тот момент».
Девушка рассказала, что сложно было в первый год найти партнеров. Также первый фестиваль в Воронеже был немного скудным по дизайн-маркетам. Но как только «Усадьба джаз» заявила о себе, предложения от творческих площадок начали расти как грибы: маркет Downtown, площадка с книгами «Петровского», зона йоги. Так фестиваль «Усадьба джаз» и в Воронеже стал местом, где объединяются яркие городские жители.
В этом году фестиваль пройдет 16 июля в Рамони и на него приедут Мариам и Армен Мерабовы и группа Мирайф, Женя Любич, Betty boop lovers и Алексей Архиповский.