Проект АиФ «Объясняем, что происходит» посвящен разъяснению простых и одновременно сложных вопросов о жизни воронежцев в обществе. Проект реализуется в рамках программы «Совершенствование освещения в СМИ проблем социально ориентированных НКО и социальных (благотворительных) проектов представителей реального сектора экономики (в том числе, по поддержке НКО)».
На сегодняшний день в регионе функционируют сотни некоммерческих организаций, каждая из которых успешно реализует свои проекты на благо общества. Корреспондент «АиФ-Черноземье» пообщался с директором Ресурсного центра НКО Воронежской области Валерием Черниковым и выяснил, с чего стоит начинать работу над проектом и каких ошибок следует избегать.
Есть идея!
Фаина Мания, АиФ: Валерий Викторович, предположим, у меня появилась общественно-значимая идея. Что необходимо сделать для того, что получить статус НКО?
Валерий Черников: Любую идею надо возвести в определенный проект, который складывается из целого комплекса мероприятий. Причем все социальные проекты должны решать общественно-значимые проблемы. Следующим шагом станет объединение заинтересованных в вашей идеи людей в сплоченную команду. Затем под данный проект необходимо найти ресурсы: причем не только финансовые, но еще и человеческие, административные, интеллектуальные, имущественные и другие.
- А как в развитии НКО помогает Ресурсный центр?
- Во-первых, мы предоставляем организациям помещения для работы. Коворкинг-центр, рассчитанный на 11 рабочих мест, оборудован современной оргтехникой и выходом в интернет. Также в Ресурсном центре есть конференц-зал, вместимость которого до 50 человек. В нем можно проводить различные круглые столы, презентации, вебинары, выставки и другие мероприятия. Во-вторых, Центр осуществляет консультативное направление. У нас есть менеджер социальных проектов, который помогает в оформлении идеи в проект, открытии НКО, оформлении грантовых заявок. У организации есть возможность получить консультацию юриста, бухгалтера, а через нашу пресс-службу можно распространять информацию о деятельности НКО и их потенциальных возможностях.
- Сколько времени потребуется организации на реализацию проекта?
- На самом деле, от идеи до реализации один шаг. Главное, чтобы идея насыщалась ресурсами. Например, недавно мы ездили на семинар в Пензу, где нам рассказали о движении «Добрые города». Не прошло и нескольких дней, как мы уже договорились о том, что Воронеж тоже присоединится к акции. И в наших планах – проведение нескольких фестивалей в рамках «Доброго Воронежа».
Кто поможет?
- Пожалуй, один из наиболее острых вопросов, который стоит перед НКО. Где брать деньги?
- Во-первых, выигрывая гранты. Причем конкурсы бывают международные, всероссийские, региональные, а также от бизнес-сообществ, министерств. Во-вторых, через фандрайзинг (привлечение внешних ресурсов – ред.). Также существует масса интернет-платформ, благодаря которым можно собирать деньги на проект. Есть возможность получить деньги у предприятия в том случае, если оно заинтересовано в продвижении своего бренда или позиционирует себя как социально-ответственный бизнес. В этом направлении успешнее всего работают благотворительные фонды.
- А что касается прочих, нефинансовых ресурсов? Как поступать с ними?
- На базе Ресурсного центра функционирует площадка, направленная на внутрисекторное взаимодействие. У организаторов есть возможность пообщаться друг с другом и обменяться не только опытом, но и различными ресурсами. Важно, что Центр является прямым мостиком для работы с органами власти. Если проект, действительно, хороший и способен изменить мир к лучшему, то мы его продвигаем «наверх». И, если на уровне власти проект одобрили, то тогда у организации появляется большой спектр возможностей, среди которых и выделение крупных площадок (парков, скверов), и имущественная поддержка (предоставление оборудования, стендов, необходимой мебели). Когда есть понимание, где что взять, то многие вещи не требуют таких серьезных финансовых затрат. Взаимовыручка однозначно работает.
На благо общества
- Валерий Викторович, по-вашему, как должен выглядеть идеальный проект? Можете перечислить его основные элементы?
- В первую очередь, он должен быть актуальным и освещать общественно-значимую проблему. Во-вторых, проект должен находить пути решения этой проблемы. Но экспертов заинтересует только новый, креативный подход. Также важна масштабность проекта и его возможность тиражирования, если мы говорим о какой-либо новации. Еще одно необходимое условие – составление нормальной сметы, чтобы было понятно, для чего общественникам нужны средства. И, конечно, проект должен производить максимальный социальный эффект и быть привлекательным для общества.
- Какие ошибки допускают начинающие общественники, приступая к реализации своего проекта?
- Одна из основных ошибок, которая может погасить проект на стадии реализации, – это неудачная система командообразования. Чем больше лидеров, тем больше противоречивых мнений. И это приводит к внутреннему конфликту. Вторая ошибка, с которой могут столкнуться новички, - это желание все глобализировать. Лучше начать с малого, сделать апробацию, а потом уже углубить процесс и двигаться дальше. А остальные ошибки мы поможем исправить.