Примерное время чтения: 8 минут
1004

Победитель международной олимпиады по физике: «В России учиться лучше»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-Черноземье 30/08/2017
Сергей Власенко / Из личного архива

Случилось невиданное: впервые за 48 лет участия россиян в международных олимпиадах по физике российский «десант» из пяти человек привёз по медали на каждого. В состав российской команды на турнире, проходившем этим летом в Индонезии, вошли школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Республики Коми и Воронежа.

В преддверии Дня знаний корреспондент «АиФ-Черноземье» встретился с одним из призёров — выпускником воронежской школы №8 Сергеем Власенко. Оказалось, что герой олимпиады к тому же успешно сдал школьные ЕГЭ и с лёгкостью поступил в Московский физико-технический институт.

Зависит от тебя

Досье
Сергей Власенко родился в 2000 году в Воронеже. Победитель и призёр всероссийских и международных олимпиад по физике. Единственный в Воронежской области выпускник, кто в 2017 году сдал ЕГЭ по математике на 100 баллов.

Наталья Сычева, «АиФ-Черноземье»: Сергей, когда ты понял, что тебе интересна физика?

Сергей Власенко: Я учился в 9 классе и прошёл на заключительный этап всероссийской олимпиады школьников по физике. Решил серьёзно подготовиться: начал заниматься в онлайн-школе, читать книги, а дальше как-то само пошло. Становилось всё интересней и интересней. Побеждал в районных, городских, региональных и всероссийских олимпиадах, пока не попал в состав международной сборной. Конкретно к последней олимпиаде я даже не готовился, скорее, просто занимался физикой. Кстати, учился я в самой обычной школе без углубленного изучения предмета. И могу сказать, что главное — не в какой школе ты учишься, а решил ты этим заниматься серьёзно или нет.

— Задания на олимпиадах сильно отличаются от школьных?

— Они требуют большей глубины знаний и креатива. Там больше теории и экспериментов. В школе же физика — просто один из предметов, который изучают достаточно поверхностно и не в самом большом объёме. Поэтому обычные школьные навыки не дают возможности решать олимпиадные задачки. Хотя формально по темам они не выходят за рамки школьной программы.

— А достаточно ли школьной программы, чтобы поступить, например, в профильный вуз?

— Это зависит от школы и преподавателей. И, конечно, от того, насколько серьёзно ты сам относишься предмету. У нас для обычной школы физика была на хорошем уровне. Сейчас же в основном учителя просто готовят к ЕГЭ, чтобы человек мог спокойно выпуститься. Углубленного изучения предметов нет, это на твоей совести.

Главное — не в какой школе ты учишься, а решил ты этим заниматься серьёзно или нет.

Задачки захватывают

— Ты всё своё время отдавал точным наукам или по другим предметам тоже хорошо учился?

— Лично мне всегда было интересней заниматься математикой или физикой, чем чем-то другим. Но в школе и не требуется больших знаний по всем предметам, и учиться хорошо там на самом деле несложно. Главное — контрольные писать. Домашнюю работу я всегда делал быстро. А по математике и физике её вообще можно не делать, если ты знаешь, как решать задачи (улыбается. — Ред.).

— Соцсети или игры от учёбы здорово отвлекают?

— В соцсетях я особенно не сижу. В свободное время могу книжку почитать, на велосипеде с друзьями покататься. Но вообще задачи по физике иногда так захватывают, что я над ними думаю, даже когда занимаюсь другими делами.

— На твой взгляд, чего не хватает современной школе, чтобы лучше преподавать точные науки?

— Я бы сказал, что в школах не хватает лабораторных опытов по физике и химии, причём сильно. Часто нет нужного оборудования. И в основном у нас идёт теория. Отчасти поэтому и нужно участвовать в олимпиадах: там всегда есть практика, где можно экспериментировать.

— На международной олимпиаде в Индонезии у тебя были соперники из 88 стран. Удалось с кем-нибудь пообщаться, узнать — как учат у них?

— Специально ни с кем не знакомился, я кто-то так не умею. Да и английский у меня не на таком уровне, чтобы обсуждать серьёзные вещи вроде образования. Задание по физике ещё как-то понять могу, хотя на олимпиадах их всегда переводят на родной язык.

В школах часто не хватает лабораторных опытов по физике и химии.

В школах часто не хватает лабораторных опытов по физике и химии. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Американцы нам уступают

— Думал ли ты после окончания школы продолжить обучение за рубежом?

— Там вряд ли получится учиться бесплатно, в основном всё стоит больших денег. К тому же я бы просто не смог поступить куда-то за границу сейчас, потому что это нужно делать за год до окончания школы. Такая практика, что оканчиваешь школу и сразу подаёшь куда-то документы, по-моему, только у нас. Но даже если бы мне кто-то сказал, что я поступил за границу, то я не знаю, обрадовался бы или нет. Потому что оттуда дорого и сложно летать домой. А для меня это важно.

— Ты поступил в Московский физико-технический институт. Долго выбирал, куда пойти?

— Сначала немного сомневался, но решил достаточно быстро. Там есть весь спектр направлений, которые мне могут быть интересны. Конечно, кто-то думает о том, какую работу он получит, когда выдадут диплом, как корочка определённого вуза повлияет на шансы выгодного трудоустройства. Но я сейчас об этом не думаю, хотя и понимаю, что институт в первую очередь даёт профессию и способ зарабатывать на жизнь. А этот вуз я выбрал, потому что хочу заниматься наукой. На физфаке, куда я поступил, есть возможность уйти и в другие, более узкие направления. Меня, например, сейчас интересуют когнитивные науки (изучение разума, в том числе теории искусственного интеллекта. — Ред.). Я искал, куда пойти, чтобы была возможность заняться этим направлением, и в итоге нашёл.

— Своё будущее ты видишь в России или за границей?

— Трудно сказать. Наверное, я буду там, где мне будет удобнее жить и работать. Сейчас мне кажется, что развиваться в России можно, особенно в плане учёбы. На тех же олимпиадах россияне всегда в лидерах по точным наукам, а американцы, например, часто вообще не завоёвывают медалей. Наверное, это тоже показатель. Те же онлайн-курсы по олимпиадной физике, на которые я был записан, были российскими. И разных школ по физике у нас достаточно. Причём я никогда не слышал, чтобы кто-то говорил, что наши школы по точным наукам уступают западным.

— Если школьник хочет заниматься физикой, с чего ему нужно начать, как считаешь?

— С участия в олимпиадах. Они дают хорошую мотивацию. Их проводится достаточно много, и есть возможность попрактиковаться. Может быть, стоит подумать о каких-то дистанционных школах. В том же МФИ есть бесплатная физико-техническая школа. Она дистанционная и доступна всем. Сейчас, когда есть интернет, учиться легко — было бы желание. Любые книги можно скачать, любые видео-уроки посмотреть…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах