Вживаемся в среду
Дарья Бойченко, АиФ: Василий Леонидович, в воскресенье мы отметили День строителя, для Воронежа – праздник особый: мы в передовиках по объёмам возведения жилья. Но помимо окраин и свободных участков, у нас продолжает активно застраиваться центр города, и среди сталинских зданий появляется всё больше современных высоток. Влияет ли это на городскую аутентичность?
Если же говорить о памятниках архитектуры, то они вообще должны жить в этой среде. Недопустимо то, с чем мы нередко сталкиваемся в Воронеже, – снести и снова построить. Нельзя уничтожить подлинник, его надо реконструировать. Иначе это будет не оригинал, а подделка.
– Бытует мнение, что некая эклектика в архитектуре – всего лишь отражение современного стиля, так ли это?
– Сейчас в архитектуре нет единого стиля и моды. Каждый делает то, что ему нравится. Но в городской среде, прежде всего, нужно соблюдать масштаб, а стили могут быть совершенно разные. Сказать, что у нас эклектика – нельзя. Сейчас формы упрощаются, жизнь упрощается, и всё сводится к минимализму. Это диктуют и экономика, и практицизм. У нас был большой пробел – мы привыкли к реалистичному искусству, а абстрактное как искусство не воспринималось. Хотя все эти супрематистские композиции, которые изобрели художники начала XX века, легли в основу современных архитектурных форм, где нет украшений, цветочков или орнаментов. Это просто отдельные, красиво соединённые здания. Но выглядит всё в комплексе не менее красиво и органично.
Быстрее и дешевле
– Какой должна быть современная архитектура – красивой или прежде всего удобной?
– У Витрувия, римского архитектора, есть три постулата архитектуры: прочность, польза и красота. Градация должна быть именно в такой последовательности. Всё начинается с прочности. Потому что здание – это не картина, которая висит на стене. Если дом будет красивым и развалится, то кому он нужен? Поэтому нельзя создавать здание красивым в ущерб прочности. В нём всё должно быть сделано удобно, правильно и логично.
– А с какими трудностями сталкивается современный архитектор при проектировании зданий?
– Сейчас существует скрытый конфликт между идеалистами–архитекторами, жадными девелоперами и экономными генеральными подрядчиками, которым надо всё сделать быстрее и дешевле, что сказывается на качестве. Однако прогресс вершит своё дело. Так, в 90–е годы всё строили из белого силикатного кирпича, без отделки и украшений, потому что был спрос на жильё. Теперь есть выбор и конкуренция. Но здесь важно, чтобы городские власти контролировали и внимательно относились к качеству строительства. Ведь именно качество и благоустройство должны быть на первом месте.
В последнее время меня беспокоит то, что жильё строится очень плотно – всё контролирует рынок. Но выжимая максимальную выгоду от квадратных метров, застройщики действуют в ущерб территории и жителям. По окончании строительства выясняется, что часто в новых районах нет ни зелёных площадок, ни необходимого количества парковочных мест. Как людям жить в таких условиях? У нас такая гигантская страна, а мы ютимся и смотрим друг другу в окна.
Случайные люди
– Есть в нашем городе районы, где вам приятно находиться?
– Это, прежде всего, места, где расположены парки и скверы. Всё должно быть связано с природой. У нас недостаточно внимания уделяется общественным открытым пространствам. Взять тот же Манхэттен. Там существует целая система зелёных насаждений, где посередине располагается гигантский прямоугольник, а потом появляются дополнительные участки. У нас бы все свободные участки давно застроили.
– А какие, на ваш взгляд, районы у нас самые неприглядные?
– Самые неприятные – это старые и обветшавшие, там, где много облупленных двухэтажных зданий. Например, в районе Ротонды есть квартал двухэтажных домов, где люди занимаются мойкой машин. Этот район имеет печальный вид и выглядит как самое настоящее гетто.
– Вы обучаете будущих архитекторов. Что можете сказать о современных студентах? Как они относятся к своей будущей профессии? А значит – чего нам ждать?
– Только 10% из всех современных студентов по–настоящему заинтересованы получить какие–то знания. Остальные идут в университет по случайности. У них нет творческого поиска, они не предлагают вариантов, не ищут. К тому же человек, который занимается искусством, должен обладать природным вкусом. Ведь просто воспитать вкус очень сложно. Он либо есть, либо его нет. Научить отличать хорошее от плохого, чувствовать форму, цвет, пропорции, гармонию – невозможно. Ещё меньше тех, кто может что–то кардинально придумать. Есть в искусстве такое понятие – пассионарии. Это люди, которые изобретают нечто новое, и потом это новое распространяется на практике. Но таких личностей в архитектуре единицы. В основном – всё интерпретация уже существующих форм и увиденных образов.