По сцене бегают мертвецы и черти, на дереве качается висельник, а страшный колдун вот-вот оживет и накинется сзади – а в зрительном зале не прекращается детский смех. Искрометный спектакль Марфы Горвиц приехал в Воронеж и доказал, что не зря в свое время получил самую престижную театральную премию – «Золотую Маску».
Спектаклю «Бесстрашный барин» уже семь лет. На прошлом фестивале «Маршак» Марфа Горвиц показывала более позднюю свою работу – «Золушку» по пьесе Жоэля Помра.
«Мне нравится принцип, по которому работает Помпа, - говорит режиссер про любимого драматурга. - Он берет известные сюжеты, докапывается в них до вещей, о которых раньше никто не подозревал, находит внутренние мотивации героев – почему они так поступают, а не иначе».
Если спектакль о взрослении девочки пришелся по душе женской аудитории, то «Бесстрашный барин» - сказка скорее для мальчишек. Этакий русский фольклорный ужастик - его вряд ли рассказывают детям перед сном. Тем не менее, у Марфы Горвиц получилось превратить страшилку в очаровательную и очень динамичную постановку. Восьмерка актеров кружится по сцене в непрерывном танце, становясь то действующими лицами, то декорациями. Кажется, они, взрослые люди, собрались в одном месте, чтобы затеять детскую игру.
Спектакль создавался Марфой Горвиц в качестве дипломной работы в театральном вузе. Тогда Марфа готовилась стать не только режиссером, но и матерью. На сценической площадке ее даже прозвали Бесстрашной Марфой. Как рассказала сама режиссер, создавая постановку, она совсем не ориентировалась на то, чтобы она получилась детской.
«Я не задумываюсь об этом. И даже потом очень удивляюсь, когда оказывается, что все, что я делаю, - это детские спектакли, - говорит Марфа Горвиц. - В случае с «Барином» хотелось сделать просто хороший спектакль. Я не думала, а какая психология детей, а как они будут его воспринимать. Я просто понимала, что нужно держать внимание, чтобы ни секунды не было скучно. Чтобы все было понятно. Чтобы история рассказывалась. Мне кажется, нет разделения - театр для взрослых или для детей».
- На фестивале «Маршак» в этом году представлено много спектаклей, в которых задумываются на темы войны, взросления и смерти. Вы считаете нужно говорить с маленькими детьми на такие темы?
- С детьми нужно говорить только о том, о чем они спрашивают. Если возникает вопрос, нужно находить абсолютно адекватный ответ. Не стращать, не запугивать, не преувеличивать. У детей волшебное восприятие мира. Чтобы ни происходило, они относятся к этому как к данности. Если ты живешь в неполной семье или ты сирота, тебе кажется, что это норма. Детское восприятие не будет относиться к смерти и войне как к потрясению. Для них будет большей травмой, если они обо всем этом узнают потом, во взрослом состоянии, когда уже существует рефлексия. А в детстве мы существуем гармонично. Все воспринимается как естественная часть жизни.
- «Бесстрашный барин» успешно идет уже семь лет на сцене московского РАМТа. Как его принял Воронеж?
- Воронеж – очень театральный город. Это чувствуется по фестивалю: как воспитывается зритель, как его учат уважению к артистам. Театральная культура здесь прививается с младых ногтей. И в провинции гораздо благодарнее зритель. И здесь играть намного приятнее, чем дома.