aif.ru counter
152

Скрипач и альтист. Первые музыканты Платоновфеста о роке, йоге и родине

Британские музыканты российского происхождения рассказали о тонкостях академической игры, лондонской жизни и воронежских родственниках.

Маргарита Горбачева / АиФ

Музыкальную программу Платоновского фестиваля открывает дуэт Александра Ситковецкого (скрипка) и Максима Рысанова (альт). Российские музыканты, которые уже больше двадцати лет живут и работают в Великобритании, рассказали о себе и о музыке в их жизни.

Вспоминая о России

- Когда приезжаете в Россию есть какое-то особенное чувство родины?

Александр Ситковецкий: У меня есть, но я не так часто сюда приезжаю. Я уехал в 90-м году, когда мне было семь лет. Меня, моего педагога и мою маму, которая еще и прекрасный аккомпаниатор, позвали в школу Иегуди Менухина в Великобритании, и мы всеми поехали. Я не возвращался, по-моему, около 11 лет. Потом в 2000-м году мой дядя, советский скрипач, сделал фестиваль в Москве. Тогда я первый раз вернулся в Россию. С какой-то стороны все было не новое, потому что у меня русские родители и русских друзей всегда было много, но все-таки так все изменилось за 11 лет. Но с тех пор я стал чаще приезжать. Я не могу сказать, что перееду в Россию на совсем, потому что у меня есть своя жизнь. Там я тоже чувствую себя дома. Но здесь всегда очень особая атмосфера. Мне больше нравится, например, играть для русских людей.

Максим Рысанов:  В моем понимании родина - это не территория. Это то место, где есть люди, с которыми ты близок и с которыми ты можешь поделиться сокровенным. В Москве, где я учился, у меня создался свой мир. И естественно, что у меня много друзей. Но поскольку все разбежались в разные страны, с московскими друзьями я чаще вижусь в Лондоне. Конечно, когда я уехал, у меня достаточно долго длилась ностальгическая тема. Но потом в один день я проснулся и понял, что нужно привыкать. Я не могу сказать, что Лондон мой самый любимый город, несмотря на то, что я 20 лет живу там. Но последние несколько лет я провожу там мало времени. Потому что в разъездах, плюс теперь у меня есть второй дом в Будапеште, связанный с моей личной жизнью. И ощущения, что вот он мой дом, оно есть исключительно в связи с людьми.

- Александр, как прошло ваше детство по отношению к рок-музыке, ведь ваш отец - известный рок-гитарист? Как вас туда не занесло?

Александр Ситковецкий: Я вообще всегда любил рок-музыку. Хотя моя мама водила меня на всякие классические концерты, когда мне было 2-3 года. Но первая песня, которую я запомнил, была «Stairway to heaven» Led Zeppelin. Потому что мой папа все время включал ее в машине. Он был громадный фанат Beatles, Rolling Stones, но больше всего Led Zeppelin. Я думаю, что меня не занесло в рок-мир, потому что папа всегда был в разъездах. Он все время был на гастролях, как я помню. А мама, конечно, пианистка, и она очень хотела, чтобы я играл на скрипке. Она со мной всегда занималась, и поэтому так все получилось. Я очень любил папину музыку. Для расслабления я больше слушаю рок или поп, чем классическую музыку.

- В Воронежской области часто пишут о юных талантливых музыкантах, но спустя какое-то время о них уже ничего не слышно. Как, на ваш взгляд, пробиться таланту из региона в музыкальную элиту?

Александр Ситковецкий: Наверное, кто-то должен оплачивать место в школах. В Англии, конечно, частные школы, но это дико дорого. Но у них в целом есть стипендии. Мне кажется, благодаря технологиям, социальным сетям если где-то есть одаренные дети, то сегодня у них больше шансов, чем было там даже 10 лет назад.

Максим Рысанов: В Великобритании абсолютно точно существуют стипендии. Там школы занимаются специально поиском спонсоров для талантливых детей. И просто надо связываться с разными людьми, посылать видео.

О музыке и йоге

Фото: АиФ/ Маргарита Горбачева

- Должны ли музыканты уметь импровизировать?

Максим Рысанов: Профессия академического исполнителя все-таки не подразумевает, что есть такая необходимость. Конечно, это очень здорово и это большой плюс, если в конце концерта ты что-нибудь на какую-то тему сыграешь. Но у нас другая специфика: знание большого репертуара, знание разных стилей. Тем не менее, в старые времена, когда профессия исполнителя сочеталась с другими музыкальными профессиями, было по-другому. Недавно просматривали биографию Шуберта, и там было написано, что человек, который преподавал в обычной школе музыку, должен был играть на клавишных инструментах, на одном из струнных инструментов и на какой-то дудке.

Александр Ситковецкий: В нашей школе был педагог по импровизации, который приезжал раз в месяц. И мы прямо учились импровизировать. Была такая вещь, как пинг-понг - когда тебе что-то сыграли, и ты должен ответить на эту фразу или продолжить ее. Это очень весело и полезно. Я не могу понять, как можно импровизировать, когда  у тебя очень большой концерт и очень много материала  - это сложно.

- Как бороться с зажатостью мышц у музыкантов?

Александр Ситковецкий: Растяжки – это очень полезно. И сейчас в Англии стало популярно среди музыкантов заниматься йогой.

Максим Рысанов: Да, это полезно. Становится понятно, где центр тяжести во время выступления, учишься контролировать дыхание. Вообще, спорт, физические нагрузки полезны для музыкантов.

Александр Ситковецкий: У нас был преподаватель, который всех заставлял лежать на полу и играть лежа, потому что тогда плечи автоматически расправляются. Это очень помогает. Для скрипачей, артистов положение, в котором мы играем, ненатурально, но нужно стараться находить в таком положении как можно больше естественного.

О фестивале и Воронеже

Александр Ситковецкий: Прекрасно быть тут. Играть с вашим оркестром большое удовольствие. Я только что узнал, что у меня здесь, в Воронеже живут очень-очень-очень дальние родственники. Они мне прислали маленькую папку фотографий. Там есть одна с моей мамой, где мне 5 месяцев. Для меня это приятно.

Максим Рысанов: Я поблагодарить команду фестиваля, поскольку я здесь второй раз. Мне кажется, это огромная редкость, когда на фестивале к тебе буквально приставляют человека, который в конце каждой репетиции забирает, говорит, куда нужно идти, и даже совершенно необязательно иметь расписание, все настолько продумано. Это, конечно, невероятно приятно. 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах
Роскачество