Исконно русская присказка – «в некотором царстве, в некотором государстве» – заставляет детей обратиться в слух и замереть в ожидании волшебства.
Кто не знает «Колобка»?
По окончании гимназии Александр Николаевич отправился в Москву, где поступил на юридический факультет Московского университета. После там же, в столице, его приняли на службу в главный архив Министерства иностранных дел, где он сначала стал начальником отделения, а вскоре – правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров. Эта работа позволяла Афанасьеву посвящать свободное время исследованию истории и литературы. Ещё будучи студентом, он передал несколько литературоведческих статей в толстые журналы. И сотрудничество с ними только нарастало. Литературоведа публиковали в «Отечественных записках», «Русском вестнике», «Современнике», в газетах «Московские ведомости» и «Санкт–Петербургские ведомости».
Как любитель старины, Афанасьев часто приобретал старые рукописи и книги на толкучке у Сухаревской башни. Поговаривают, что из тех находок получилась большая и ценная библиотека, из которой фольклорист черпал сведения по истории русской культуры.
Главный научный труд – трёхтомник «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов» – до сих пор считается одной из самых подробных работ о фольклоре. Прославился, правда, Афанасьев больше собирательством сказок. Так, в 1870 году в России вышла книга «Русские детские сказки», куда попали такие известные ныне сказки, как «Царевна–лягушка», «Колобок», «Морозко», «Теремок» и другие. Надо сказать, что ещё в 1862 году Афанасьева уволили из архива за политическую неблагонадёжность, поскольку он был одним из тайных корреспондентов журнала Александра Герцена «Колокол». С трудом собиратель сказок смог устроиться секретарём в московскую Думу, а затем в мировой суд. Но годы нужды не прошли даром – он заболел чахоткой, и из–за подорванного здоровья прожил всего 45 лет.
Мастерицы–рассказчицы
Главное в сказке – правильные интонации. Иногда голос может сделать обычную историю совершенно сказочной и ещё более интересной. Такой уникальной сказительницей была Анна Куприяновна Барышникова, известная как «бабушка Куприяниха». Родилась она в деревне Чуриково, расположенной близ села Большая Верейка Землянского уезда Воронежской губернии, в 1868 году. Как и многие крестьянские дети, за свою жизнь перенесла немало лишений. Работать начала с восьми лет. Из–за бедности ходила в соседние сёла с нищенской сумой. В военные годы пережила фашистскую оккупацию.
Сама Барышникова говорила, что талант сказительницы к ней перешёл от деда и отца. «За свои сказки мой отец немало подарков получил. Везде его привечали как гостя дорогого. Муку в пекарню привезёт, а пекари рады. Когда он сказки говорил, работа лучше спорилась», – рассказывала женщина.
Известность к Барышниковой пришла незаметно. Впервые её сказки записала ленинградская фольклористка в 1925 г., когда приезжала в Воронежскую губернию с этнографической экспедицией. В разнообразном репертуаре Куприянихи было более 100 сказок. Причём она не только пересказывала услышанное, но и сочиняла сама. Так, например, сложила сатирическую историю «Как немецкий генерал к партизанам в лес попал».
Ещё одна воронежская сказительница – Анна Королькова была тоже родом из простой семьи. Родилась в 1892 году в селе Старая Тойда, ныне Аннинского района. Так же, как и Барышникова, начала работать в восемь лет. То с детьми посидит, то бельё постирает, то воды принесёт. В 20 лет девушку выдали замуж в большую семью, где она стала десятой по счёту снохой. Жили очень бедно, она и муж занимались хозяйством и воспитывали шестерых детей. В 1933 году супруги переехали в Воронеж, где муж пошёл на завод, а она организовала хор и тоже в нём пела. При этом не забывала о сказках. И её, и соседские дети выросли на историях, которые пересказывала и сочиняла Анна Королькова. «Сивка–бурка», «Финист – ясный сокол», «Горошинка» – это любимые истории сказительницы. Кстати, в 1957 году она стала членом Союза писателей СССР, хотя писать практически не умела.
О сказке – по науке
Часто говорят, что народное творчество передаётся из уст в уста, и бумага не может зафиксировать и десятой доли эмоций, которые вкладывает рассказчик. С этим мог бы поспорить воронежский литературовед Алексей Путинцев. Он записал не один рассказ, а на основе собственных скрупулёзных исследований выпускал научные литературоведческие статьи.
Алексей Путинцев родился в 1880 году в селе Старая Хворостань Коротоякского уезда Воронежской губернии в семье потомственных священнослужителей. Он окончил Воронежскую духовную семинарию, но не пошёл по стопам отца – поступил на славяно–русское отделение историко–филологического факультета Юрьевского университета. В студенчестве интересовался поэзией, фольклором, этнографией, занимался литературоведческой работой. Только за три последних года учёбы он опубликовал 31 статью. Всего же в арсенале литературоведа более 200 работ, в том числе по фольклору.
Именно Путинцев создал Музей литературы Воронежского края имени И. С. Никитина (ныне – мемориальный Дом–музей И. С. Никитина). Также он выступал за сохранение русских традиций, организовывал экспедиции для изучения традиций воронежских сказителей. Его деятельность резко прервалась в 1930 году: он был арестован по так называемому «делу краеведов». Его поместили в тюрьму на улице Дзержинского в Воронеже. Сокамерниками Путинцева оказались заведующий университетской библиотекой Сергей Введенский и молодой воронежский художник Владимир Кораблинов.
Путинцева приговорили к пяти годам ссылки, но освободили досрочно в 1932 году. К тому времени его здоровье заметно пошатнулось, и в 1937 году литературоведа не стало.