По четырём маршрутам
Первые троллейбусы в Воронеже появились в 1960 году, и через 20 лет линии электротранспорта покрывали почти весь город. Сейчас действуют всего четыре троллейбусных маршрута, что по сравнению с 17 в 1980-х годах – очень мало. Но персонал работает, надеется на лучшее и старается сохранять традиции. Так, годами здесь оттачивали пунктуальность и обязательность – время выхода и захода каждой машины в парк прописано по минутам.
«Ежедневно в будни в 5.58 первыми стартуют троллейбусы маршрутов № 7 и 17. Возвращаются же последние машины этих маршрутов позже остальных: в 19.47 и в 20 часов, – рассказывает диспетчер Татьяна Помогалова. – Специалисты работают круглосуточно. Вот, позвонил водитель: сломался троллейбус на Северо-Восточном кольце – задымилось колесо, надо отправить мастеров. А вдруг поломка на контактной сети или подстанции? А их ни много ни мало – 114 км сетей, это почти 3 тысяч опор и 27 тягловых подстанций!»
Всего на балансе в депо числятся 46 троллейбусов, из них только один 2015 года выпуска, у остальных возраст критический – им по 10 лет.
Главный инженер Виктор Стародубцев, который работает на предприятии более 40 лет, хорошо помнит, как в 2009 году пришли в Воронеж эти троллейбусы.
«Первая часть прибыла по железной дороге в начале года, а вторая – в конце, мы их разгружали, проводили ревизию и выпускали на линию. Красивые, новенькие! – вспоминает он. – Было радостно ещё из-за того, что наше депо восстановили. Раньше здесь хозяйничал частник, всё было запущено. Собрали слесарей, инженеров... А старые троллейбусы обанкротившейся компании сдали на металлолом. В 2015 году мы съездили ещё за одним троллейбусом в город Энгельс».
Главный инженер показывает троллейбусное хозяйство. Сейчас парк стареет. Что-то ломается, выходит из строя, в итоге на линию выходит не более 34 машин. В цехе идёт ремонт трёх троллейбусов, а девять, которые стоят на улице, только ожидают капремонта. Вообще троллейбусные запчасти очень дорогие, наверное, потому что такого транспорта стало немного.
Надежда на Москву
Штат троллейбусного хозяйства – около 250 человек. Из более 70 водителей 40% – женщины. Многие по возрасту должны уже быть на заслуженном отдыхе, но здешние пенсионеры ещё бодрые и сильные, потому что идут на пенсию на пять лет раньше остальных. Тем не менее самому старшему водителю троллейбуса – Валентине Дроновой – уже 67 лет.
«Сейчас на линию выходит 75% машин, и это очень хороший показатель даже по меркам советского времени, учитывая, что это троллейбусы 2009 года, – комментирует генеральный директор МКП «Воронежпассажиртранс» Михаил Трофимов. – Трудности есть, но предприятие работает, штат сохранён – за исключением небольшой оптимизации, троллейбусный парк такой же, как и 10 лет назад. Также полностью сохранена служба энергохозяйства. У сотрудников нет мыслей, что завтра мы закроемся. Ждём 2020 года, когда будет оптимизирована маршрутная сеть, надеемся, что уберут дублирующие маршруты. Сегодня прорабатывается вопрос о передаче троллейбусов из Москвы. Благодаря дополнительным 30-40 машинам мы смогли бы работать допоздна, соблюдать дежурные вечерние графики, улучшить финансовое положение».
Сотрудники депо тоже уверены, что 3-4 десятка машин вдохнули бы в предприятие новую жизнь. Главное – коллектив здесь стабильный, и люди любят свою работу.