
Продлили зиму
– Фёдор Михайлович, расскажите подробнее о вашей арифметике.
– После того, как в марте 2005 года был принят Жилищный кодекс, и горожане стали собственниками своих домов, возникла необходимость определиться с тем, как считать потреблённые энергоресурсы. Начали выходить постановления правительства, которые регламентировали порядок расчёта нормативов. Возьмём, к примеру, отопление. В 306-м постановлении чётко прописано: для определения норматива потребления учитываются средний температурный режим и фактическая продолжительность отопительного сезона. И я стал записывать: когда по постановлению городских властей начинался отопительный сезон, и когда он заканчивался. За последние пять лет его средняя продолжительность составила 174 дня. Для расчёта температурного режима, я на каждый день брал две справки: в гидрометеоцентре и МЧС. По моим расчётам, норматив на отопление для одноэтажного дома должен был составить 0,0127. А по утверждённым нормативам он равен 0,026 Гкал/кв. метр. В два раза больше»! Дело в том, что поставщики энергоресурсов и горадминистрация не учитывают фактические данные, а пользуются установленной когда-то для второй климатической зоны продолжительностью отопительного сезона в 196 дней и температурной нормой СНИП в минус 3,1 градуса. Напрашивается вопрос: если чиновники вопреки 306-му постановлению утверждают расчёты, выгодные поставщикам тепла, значит, у них есть свой интерес?
– А счётчики решают проблему?
– Да, но ведь даже сегодня они установлены только в 50 процентах домов. И половина из приборов учёта не работает, а половина даёт показания, завышенные на 15-18 процентов. И такие приборы покупались специально. Например, «Водоканал» очень любит ставить вихревые счётчики: чем больше поток, тем быстрее крутится вертушка. Но ведь ещё чуть больше года назад во многие части города вода подавалась по графику. А когда её включают, по трубе сначала гонится воздух, который вращает вертушку примерно в десять раз быстрее, чем вода. Поэтому, например, в Юго-западном районе показания приборов учёта зачастую были выше норматива. Это же абсурд.
Отстающих нет
– А если речь идёт о тепле?
– Приборы учёта показывают количество потреблённой энергии в гигакалориях. А как рассчитывается стоимость? В неё закладываются расходы на эксплуатацию котельных, стоимость ремонта оборудования, стоимость компьютеров, телефонных разговоров и т.д. В 2004 году я, в составе депутатской комиссии, проверял городские тепловые сети. Стоимость оборудования и ремонтных работ была завышена в 4 – 5 раз. При этом на главного бухгалтера было зарегистрировано шесть мобильных телефонов! За счёт предприятия лечили зубы и ездили за рубеж. Оказалось, что тариф завышен на 40%! И с тех пор ситуация не изменилась, схемы остались те же. Теплоснабжающие организации согласовывают расчёты с чиновниками, и те предпочитают не проверять соответствие расходов организаций реальным ценам.
Давайте теперь сложим: на 15 – 20% неправильно посчитал прибор учёта, на 40% завышена стоимость тарифа, на 100% – норматив. А главное – модель едина для всех организаций. Никто не хочет отставать. Как только у кого-то появляется новая идея по накрутке цены, она подхватывается остальными.
– Но резкого увеличения цены не происходит…
– А почему большинство домов платят за отопление круглый год? Если человек увидит в платёжке астрономическую сумму, он поймёт, что дело не ладно, а если её разобьют на два месяца, спокойно отдаст деньги. Общий годовой бюджет населения Воронежа по оплате услуг ЖКХ составляет 17 млрд рублей. Это на 3 – 4 млрд больше, чем бюджет города. Но за последним правдами-неправдами следят депутаты, правоохранительные органы, счётные палаты. А контроль 17 млрд отдан поставщикам ресурсов, управляющим компаниям и отдельным чиновникам, имеющим право подписи.
«Хочу создать прецедент»
– И ведь ресурсы не поставляются в полном объёме…
– Сейчас я собираюсь судиться с «Воронежской теплосетевой компанией». Элементарная провокация. Мой дом управляется ТСЖ, и я уже полгода не плачу по отдельной квитанции за тепло и горячую воду, хотя все остальные услуги оплачиваю регулярно. Хочу создать прецедент. Я считаю, что недопоставка услуг составляет 20 – 30%. Ведь ни одна котельная не выдерживает необходимые параметры. Подача теплоносителя на элеваторном узле должна быть прямо пропорциональна температуре воздуха. А горячая вода должна быть не холоднее плюс 60 градусов. А найдите где-нибудь такую воду! К тому же, в 70% жилых домов отсутствует система циркуляции. А это значит, что горячая вода движется по стояку от разбора кранов. И ночью, когда не разбирается, остывает. Утром люди включают горячий кран, а из него 5 – 10 минут течёт холодная вода. Но прибор учёта она крутит.
Коммунальная граната
– А какие нарушения допускают управляющие компании?
– УК по определению не могут приносить прибыль. Теоретически это транзитные организации, которые просто передают деньги из одних рук в другие. Но что происходит в действительности? УК собирают с населения деньги, платят за ресурсы и, когда возникает нехватка средств, согласно 307-му постановлению, имеют право на корректировку. И если, например, «Водоканал» запрашивает миллион рублей, то какая разница - один миллион пойдёт в корректировку или два? Миллион отдали «Водоканалу», а миллион оставили на своих счетах. А повышение суммы в квитанциях на 300 – 400 рублей люди часто даже не замечают.
– А почему у управляющих компаний накапливаются долги, когда почти всё население платит за ЖКУ исправно?
– Всё просто. Во многих УК действует следующая схема. Приходят деньги от населения. Они должны уйти поставщикам за оказанные услуги, но их берёт в долг фирма Х. Деньги обналичиваются и 30 – 40% суммы тут же исчезают – через пару месяцев фирма X перестанет существовать, и на её месте появится фирма «Ромашка». Оставшаяся сумма наличными от физических лиц направляется займами в фирму Y. А та передаёт их обратно в УК - тоже по договору займа. Поэтому УК должны фирме Y от 500 до 800 млн рублей. Фактически фирма Y становится хозяйкой всех УК. А для того, чтобы их обанкротить, нужен долг всего в 100 тыс. рублей. У этих людей граната в кармане. Почему та же мэрия не может ничего сделать? Потому что заикнись там о реформе – и большая часть УК тут же перестанет существовать.
С другой стороны, накопились долги перед ресурсоснабжающими организациями, и УК, чтобы решить эту проблему, перерегистрировались. Сегодня произошла тотальная смена управляющих компаний. Названия остались те же, а юридические лица поменялись. В итоге, на МКП «Воронежтеплосеть» и ряде других организаций повисли долги в 4,5 млрд рублей. А «Воронежская теплосетевая компания» избежала этой ситуации. Потому что выпускала собственную квитанцию.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть