1 апреля вступил в силу закон о нулевой квоте на присутствие иностранцев в розничной рыночной торговле. Большинство курян, привыкших к чувству юмора государства, нововведения почти не заметили. А вот торговцам не до шуток: курские рынки весьма эмоционально реагируют на действия властей.
С представителями СМИ здесь общаются охотно, делая собственные прогнозы развития ситуации - от резкого роста цен до спровоцированной государством межнациональной вражды.
На рынок только за продуктами
Вьетнамский рынок теперь можно называть так только по старой привычке - сейчас все палатки здесь занимают русские продавцы. Иностранцы ушли с рынка полтора-два месяца назад, когда власти начали ежедневные рейды. Продавец Инна горестно вздыхает: "Проверяют по сто раз на дню, даже нас уже этими проверками замучили!". Судьбой бывших соседей по торговым рядам мало кто интересовался, но иностранцам сочувствуют: "Сидят теперь по своим норкам, бедные! А куда деваться! Они тут живут уже по двадцать лет, семьи, дети. Никого вроде вьетнамцы и не трогали, жили себе спокойно. Кому они помешали - непонятно".
Марина СВИРИДОВА более эмоциональна в оценках: "Фигня, а не закон! Иностранцы тоже люди, им жить и работать надо, семью содержать! Хотят власти создать места для русских - пусть откроют новый рынок! А то ведь иностранцы нам как раз работу и дают! Вот Вовка-вьетнамец - сказка, а не хозяин! И чай проносит, и на пирожок дает! Что будет, если они все уедут? Вообще, по-моему, это делается для уничтожения рынков".
В рыночной толчее внимание привлекает одинокий вьетнамец, изучающий содержимое своего кошелька на пустом прилавке. На Центральный рынок, где торговал 13 лет, он теперь забегает только чтобы купить продукты. По-русски разговаривает плохо, но, поняв, о чем речь, грустно вздыхает:
- Не могу с тобой говорить. Чужая страна, новый закон, мне теперь нельзя говорить.
- Куда же вы теперь?
- На дачу, на работу другую, может быть. Тяжело... У меня жена русская, трое детей. Если будет еще тяжелее, уедем вообще.
- А вообще в России нравится?
- Я плохо понимаю ваши законы, но раньше было нормально, по-моему. Я жил, торговал, а теперь - чужая страна. Даже имя свое боюсь называть.
Шамиль Шихбайрам Шамседдинов называть своего имени не боится - он гражданин России с 1988 года. Открыто выражает свое мнение и охотно позирует журналистам, для которых фотография иностранца на рынке теперь на вес золота. Несмотря на легальное положение, Шамиль закон не одобряет: "Это чтобы поднять народ. Ведь что ему остается делать: богатые как-то еще живут, а простые люди - нищие. А сейчас еще цены вырастут - кто нам товар на рынки привезет, если иностранцы уедут? Колхозники? В России свои - только картошка и огурцы".
Окончание.
Начало на стр. 1
В связи с новым законом властям припоминают все последние "грехи": "Вы бы видели, как плакали женщины-грузинки: у них дети в институтах учатся, а их выдворяют! - говорит Людмила СИН. - Они там наверху за портфели дерутся, а простые люди страдают. Да те русские, которые хотели работать, давно пришли! Зачем же иностранцев выгонять?"
"Бред какой-то! - добавляет Татьяна ДЕН. - Лучше бы с коррупцией боролись, чем с придуманной национальной мафией! Наоборот, когда люди останутся без работы, вот тогда криминал и расцветет!".
Любишь страну - женись
по расчету
Представители власти, напротив, никакого криминала в происходящем не видят и подчеркивают очевидные плюсы закона о российских рынках. По словам начальника управления Федеральной миграционной службы по Курской области Евгения СИГАРЕВА, благодаря рыночным проверкам удастся наконец пересчитать и создать базу данных мигрантов, находящихся на территории страны. Бороться с нечистыми на руку работодателями тоже станет проще: гражданину России, будь то русский или иностранец, нужно будет обеспечить достойные условия труда. И по карману потребителя закон не ударит. "Все слухи о повышении стоимости товаров - от лукавого, - считает Евгений Михайлович. - Цены иностранцы могут поднять искусственно. А рынок недостатка рабочей силы не заметит - освободившиеся места займут наши граждане. Да и оптовой торговлей иностранцам заниматься никто не запрещает".
Новый закон упрощает процедуру получения разрешения на работу и временное проживание, одновременно ужесточая наказание за несоблюдение установленных правил. Если раньше владелец торговой точки платил тысячу рублей штрафа за всех нелегальных работников, то теперь придется выложить миллион рублей за каждого. Ежедневные проверки, начавшиеся в январе 2007 года, выявили 140 различных нарушений миграционного законодательства. Штрафы для владельца палатки или продавца составили 40-45 тысяч рублей.
Но с рынков выгоняют не только за нарушения. С 1 января 228 иностранцам аннулировали разрешение на работу - продавцы не попали в установленную правительством в январе 40-процентную квоту на присутствие иностранцев в розничной торговле. По словам Евгения Сигарева, предусмотренная законодательством квота на принятие гражданства в этом году в 200 единиц уже исчерпана.
Идти на поводу у иностранцев, желающих заниматься исключительно прибыльной торговлей, и увеличивать квоту на гражданство Россия не намерена. Закон хмурит брови и предоставляет негражданам два варианта: либо работать в другой сфере, либо отправляться на историческую родину. Иностранцы только улыбаются: недаром столько прожили в России - умением обходить законы овладели в совершенстве. О фиктивном браке как о самой вероятной лазейке для желающих получить гражданство говорят сегодня и на рынках, и в чиновничьих кабинетах. Интернациональные семьи, связанные невозможностью разлуки с Россией, - чем не выполнение национального проекта "Демография"?
Смотрите также:
- Анастасия Кравченко: «Люди на Украине убивают друг друга от усталости» →
- Бывшие соотечественники? О переселенцах в Воронежской области →
- Неродная родина и родная чужбина →