Программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, все-таки действует. Да только узнать о ней не так-то просто. Иначе желающих вернуться в Россию - хотя бы из той же Германии - было бы гораздо больше...
Донской немец из Казахстана
И все же некоторым людям удается сменить страну проживания вполне удачно. Например, нашему герою Леониду Адлеру. Он родился в Казахстане, где его семья оказалась во времена сталинских репрессий, когда людей переселяли на землю этнических предков. Они жили в Целиноградской области, где основную массу населения составляли даже не казахи, а переселенцы с Украины, из Белоруссии, Польши и Германии.
Мысль о переселении в Германию пришла Адлерам после распада Советского Союза. Уж больно негостепри-имен стал Казахстан, увлеченный борьбой за независимость. Сначала в Германию выехала мать со старшей сестрой, затем еще две сестры Леонида. В 1993 году мать оформила приглашение и сыну, который выехал уже в статусе политического беженца.
15 лет Леонид Адлер прожил на земле Баденвюртенберг, на границе с Францией. Только вот новая родина оказалась тоже не слишком-то гостеприимной. Проблема возникла не только с изучением языка. "Я получил гражданство за 3 года, в упрощенном порядке, - рассказывает наш герой. - Но статус переселенца навсегда приклеился несмываемым ярлыком". Пренебрежительное отношение к чужаку сквозило в каждой фразе чиновников, работодателей и прохожих, к которым приходилось обращаться с элементарными бытовыми вопросами.
Русаки - это навсегда
Но главная проблема возникла с работой. Чтобы найти более или менее пристойную вакансию, Леониду Адлеру приходилось переезжать из города в город. "Перед отъездом я интересовался, какие специальности востребованы за рубежом, - говорит он. - Окончил курсы и получил специальность сварщика. Но в Германии свои порядки: российское удостоверение не имело силы, и пришлось переучиваться, пересдавать экзамены. Сколько в России жил, никогда не было проблем с работой, за границей - чем старше претендент на вакансию, тем труднее выдержать конкуренцию с местными".
Сверхурочные при этом не оплачивались, приходилось получать только за 8 рабочих часов, а вкалывать - все 12. Из-за этого начали возникать проблемы со зрением. О премиях и надбавках русским в Германии и думать было нечего. Не помогало даже немецкое гражданство. "Прозвище Русаки - это посмертный квалификационный чин, - вспоминает Леонид Адлер. - Так называют всех, кто приехал в Германию из России и бывших советских республик. Местным немцам без разницы: мы для них все из России. Язык я выучил, говорил практически без акцента. Но контакт с коренными жителями наладить так и не удалось. Не уважают там приезжих, как бы хорошо те себя ни проявили. Пришел с работы - сиди в четырех стенах, никакого общения. А ведь я сельский человек".
В Россию с любовью
Все это заставило нашего героя подумать о переезде в Россию. Первоначально он планировал перебраться в Новосибирск, но не хватало денег на отправку контейнера. Так конечной точкой прибытия Адлеров стала деревня Еремеевка Тамбовской области. "В первый же день мы встретились с председателем колхоза, - рассказывает Леонид. - Нам выделили домик, небольшой, но еще крепкий, от переехавших в город сельчан достался. Я ведь и сварщик, и слесарь, и тракторист. В селе я не пропаду. Огород уже вспахали, даже картошка, как оказалось, еще не выбрана. Соседи помогают: кто морковкой, кто капустой угощают. На следующий год заведем скотину".
Впрочем, проблемы Леонида Адлера на этом не закончились. Даже мобильный телефон наш герой пока не может купить, так как не имеет регистрации. И все же здесь ему все равно лучше, чем в Германии. Ведь и там его поддерживали только привезенные с собой фильмы и книги на русском языке. "Здесь и дышать легче: немецкий воздух сырой, тяжелый. А вся родня привыкла к целинным просторам, - говорит Леонид. - Однако многие соотечественники так и живут на немецкой земле, боясь вернуться домой. А зря!".
ДЛЯ СПРАВКИ
За 10 месяцев 2008 года на территории Тамбовской области поставлены на миграционный учет 600 граждан Германии. Из них зарегистрированы первично 164 чел., с туристической целью прибыли 287 чел., с деловыми визитами - 75 чел., с гуманитарными целями (по обмену делегациями, по уходу за могилами) - 50 чел., трудиться - 15 чел., учиться - 3 чел., для временного проживания - 2 (в эту категорию попал пока и наш герой) и 1 немец прибыл из другого региона России.