Современная Россия ностальгирует по ушедшим в историю временам СССР. Мы с удовольствием смотрим старые советские фильмы, поём старые советские песни. Не тоска ли это по подлинному, качественному творческому продукту?
"До чего ж я невезучий", "Я так и знал", "Обручальное кольцо", "Кто тебе сказал"... Те, чья юность пришлась на 70-80-е годы ХХ века, сразу поймут, о какой группе идёт речь. Это - знаменитая "Лейся, песня", чьи хиты некогда распевала молодёжь по всему Советскому Союзу.
- Популярность группы была такой оглушительной, что, по рассказам её корифеев, можно было на заборе написать "Лейся, песня", и к нему тотчас же выстраивалась очередь, - говорит художественный руководитель ныне действующего в Курске творческого центра "Лейся, песня 70-х" имени Владислава Андрианова Юрий ДЬЯЧЕНКО.
Из прошлой жизни
- Юрий, как получилось, что вы, курянин, занялись возрождением этого коллектива?
- Изначально это была идея ныне покойного Владислава Андрианова - вокалиста группы из самого первого, "золотого" состава. Мы с ним дружили и сотрудничали. Между прочим, это именно Владислав Андрианов впервые исполнил "День Победы". Тухманов сам принёс его в "Лейся, песню".
- Почему же никто даже в то время не слышал этого исполнения?
- Как рассказывал сам Влад, песня прозвучала только один раз - по радио, рано утром. После чего Фурцева и Пахмутова назвали её издевательством и запретили исполнять. Потом уже только Льву Лещенко удалось пробить песню снова - он имел влияние, был вхож в разные кабинеты. А "Лейся, песня" тогда всячески затиралась, поскольку пела не о партии и комсомоле, а о любви. За это и пользовалась в народе такой славой.
Кстати, Влада в юности выгнали из музыкального училища - не дали закончить. Так вот, когда он стал знаменитым вместе с группой, директор училища на одном из концертов публично извинился и таки вручил Владу диплом.
- Поговаривали, что в то время Фурцева позавидовала заработкам музыкантов, после чего и стала совать палки в колёса группе.
- Нет, это была другая история, просто её рассказывал барабанщик "Лейся, песни" Максим Капитановский. Фурцева вызвала на ковёр Виктора Вуячича и Льва Лещенко. До неё дошли слухи, что они заработали по 900 рублей. Вот она и стала их стыдить: "Я, министр культуры всего Советского Союза, получаю 725 рублей, а вы, бессовестные, заработали 900"! И тогда кто-то из них двоих ответил: "Извините, но вы их получаете, а мы - зарабатываем". Она их в ярости выгнала.
Драка самозванцев
- Но как получилось, что группа в зените славы развалилась?
- В 83-м году уехал за границу руководитель "Лейся, песни" Михаил Шуфутинский. На его место пришёл Критюк, которого старый коллектив не принял. Солисты ушли кто куда. Андрианов, например, начал сольную карьеру, пел в "Красных маках". А Критюк пригласил в ансамбль ребят из группы "Шестеро молодых", где в то время начинали Расторгуев и Кипелов.
Но они принесли совсем другую музыку, так что это уже была не та "Лейся, песня". Потом и она распалась - по-моему, к 1989 году. Через какое-то время идею подхватили московские ребята, которые по ресторанам пели. Один из них зарегистрировал на себя бренд "Лейся, песня!" в только появившемся тогда Роспатенте и теперь является законным обладателем прав на него, не имея на самом деле к знаменитой группе никакого отношения.
А когда Владислав Андрианов решил в 2008 году снова собрать коллектив и обратился к нему за разрешением работать под старым названием, тот отказал ему. Самому Андрианову! И нам с Владом пришлось выступать под названием "Льётся песня 70-х".
А те, московские, выходят на сцену под названием "Лейся песня!", не умея ни петь, ни играть и понятия не имею, как должны вообще звучать мелодии группы с таким названием. Да вы их, наверное, слышали - они выступали в январе этого года в курском драмтеатре на День печати...
- Я лично там не была, но многие из моих коллег говорили, что ушли с концерта раньше времени. Так это и были те самые московские эпигоны?
- Да. Этот владелец бренда, кстати, недавно ещё и по ТВ блеснул, в передаче "Вечерняя Москва". Ведущий Харатьян спросил его о том, как было придумано название ансамбля. И тот рассказал, как в детстве смотрел фильм "Семеро смелых", где звучало "Лейся, песня на просторе..." Вот он по этой строчке и назвал группу.
Представляете, каково было это слышать истинным создателям ансамбля! Ведь на самом деле название придумал Юрий Захаров, и было это в 1974 году, когда нынешний владелец бренда еще в школу ходил. Название было зарегистрировано в Пензенской филармонии, где на тот момент Владик работал. А до того группа называлась "Витязи". Вот как всё было.
А есть и другие самозванцы. - Один даже себя называет "заслуженным артистом России, руководителем легендарной группы". В общем, в Москве идёт "драка самозванцев" - делят между собой шкуру не принадлежащего им медведя.
"Сколько дней потеряно..."
- Ну а как возник ваш творческий центр?
- Вначале, как я уже говорил, это была группа "Льётся песня 70-х". Она состояла из троих курян вместе со мной и троих ростовчан - их Влад пригласил, который жил в Ростове. Из старого состава ансамбля в ней был только он. Мы с ним программу сделали, гастролировали.
Но на концерте в Новочеркасске вышла неприятность: хотя зал Казачьего театра был битком набит, музыканты ничего не заработали. А тогдашний арт-директор толком не объяснил, как такое могло случиться. Музыканты психанули и уехали. Это был последний концерт Влада. Он очень переживал тогда, а со здоровьем уже было неважно.
Вообще с этим несчастным концертом связаны два поразительных события. Обычно Влад ставил песню "Прощай" в начале программы, а тут поставил в конце. Спел 2 куплета, - и забыл слова. Допевал я. А после скандала с арт-директором мы с ним разговаривали у него дома, на кухне, строили какие-то планы. И я стал его уговаривать распределить исполнение песен между ребятами, поскольку он уже болел и забывал слова. Влад тогда разозлился и заявил: "Буду петь до конца!.. Всё равно ведь тебе этим заниматься - я скоро уйду!"
Это было 5 декабря 2008 года. А через месяц, 4 января, мы хоронили Влада. Стояли на кладбище возле его гроба, прощались. И вдруг бас-гитарист Олег Петров говорит: "А ты помнишь, какую песню Влада допел? Вот мы стоим под белым небом января и расстаёмся навсегда!" У нас тогда просто истерика началась - рыдали все.
Потом мы решили с Олегом сделать концерт памяти Влада - он прошёл 10 марта 2009 года в ЦДХ. Собрали всех друзей. Даже Миша Плоткин из Америки прилетел. После этого мы как-то разговаривали с Викторией Михайловной, вдовой Влада, и решили, что надо возобновить проект. Вот так появилось наше нынешнее название.
Вначале была команда только из курских музыкантов, затем появилась мысль поднять "старую гвардию". Теперь мы работаем вместе с Владимиром Ефименко, Мариной Школьник, Юрием Ивановым. Они из того самого звёздного состава "Лейся, песня".
- Как вас сейчас принимают?
- Мы в Курске не выступаем - слишком много палок вставляют в колёса. Да и в других городах не всё просто: нас или путают с москвичами и отмахиваются, или ожидает кляуза в ОБЭПе от владельца бренда, после чего начинается проверка документов. Но после концерта всё меняется, мы ведь исполняем песни так, как они звучали в 70-х, ни на одну ноту не отступаем. И всё сразу становится на свои места. Ведь публику не обманешь - она сразу понимает, где подлинное звучание, а где подделка.
Смотрите также:
- Заслуженная артистка РФ Татьяна Игнатьева об исконной культуре, цензуре и половине арфы →
- Юрий Холодов: мысли рок-музыканта о моде и честности в творчестве →
- На пути к мечте. Как воронежский рок-музыкант покорял страну? →