Визг пилы-"обезьянки", сноп искр от вскрываемых дверных петель, нажим лома... Три секунды - и снятая дверь уже стоит в стороне от входа. Так в четверг, 17 апреля, в селе Вербилово работали судебные приставы. Они выселяли семью Монаенковых. С февраля этого года, со вступления в силу нового закона "Об исполнительном производстве", присутствие хозяина при этом совсем не обязательно. Нужно только судебное решение, разрешение главного судебного пристава и наличие двух понятых.
Так суд постановил
Судебное заседание Липецкого районного суда по иску Наталии Голенских к супругам Монаенковым "О выселении их и снятии с регистрационного учета" состоялось еще 20 декабря прошлого года. Но в законную силу решение вступило только после утверждения областным судом. 17 марта возбудили дело об исполнительном прозводстве. Ровно через месяц в Вербилово появились приставы.
Из "газели" с эмблемой УФССП по очереди выходят парни в форме приставов по обеспечению деятельности судов. С ними начальник Липецкого районного отдела УФССП по Липецкой области Ольга Болдырева и ее подчиненные. Они здесь главные, а крепкие плечистые парни и участковый - в качестве сопровождающих. На случай непредвиденных ситуаций. Находят двух понятых и только потом проходят во двор.
Первое впечатление: те, кто здесь живет, явно не собирались выселяться. Заботливо вскопанные грядки, на которых торчат упругие перышки чеснока, кусты клубники и еще какие-то росточки. Причудливо оформленные плетни - подпорки для роз и тюльпанов. Маленький прудик-бассейн, по краям которого красиво выложены плитки известняка. Стволы яблонь и груш по-хозяйски побелены.
Приставы-исполнители стучат в дверь, потом в окна. Никакого ответа. "Может, они дома, просто не открывают?" - кто-то высказывает предположение. "Да нет, они сегодня утром уехали, я видел", - говорит один из понятых, пожилой хромой мужчина. И добавляет: "Смотрите, аккуратнее, у них собака есть". - "Ничего, отец, у нас на этот случай инструмент особый", - отвечает один из приставов и показывает трубку, похожую на свернутый зонт.
- Электрошокер, - удовлетворяет мой интерес один из приставов. - В нашем деле иногда просто необходим.
Немного в стороне стоит женщина лет пятидесяти. В действиях приставов участия не принимает, но по лицу видно - заметно волнуется. Это настоящая хозяйка квартиры - Наталия Голенских.
"Вот, ждала-ждала, надеялась вопрос полюбовно решить, но ничего не получилось, - рассказывает она. - Пришлось прибегать к крайней мере. Это больно и для них, и для меня, но делать нечего. Я решила эту квартиру продать еще в 2004 году. Нашлись покупатели - Марина и Дмитрий Монаенковы. Договорились, что я их пускаю в дом, а они мне до сентября 2005-го выплачивают 450 тысяч. Причем в письменном договоре оговорили, что если они до этого срока не расплатятся, потом отдают мне однокомнатную квартиру в Липецке. Вот уже 3 года прошло, а никаких денег я от них не увидела".
Выселение
Понятым объясняют их права и обязанности. Они должны присутствовать при всех действиях приставов и своей подписью удостоверить все, что здесь будет происходить. Если в процессе исполнительных действий получат какой-либо ущерб - по закону имеют право на компенсацию.
Приставы-исполнители входят в дом и начинают описывать имущество. Говорят, что будут работать здесь до глубокой ночи - описывать все вещи, начиная от ковров и диванов и заканчивая горшками с комнатными цветами.
- Каждая простыня в шкафу, каждая ложка и вилка будут внесены в опись, - объясняет Ольга Федоровна. - Это делается для того, чтобы обеспечить сохранность всех вещей. Проверим даже содержимое всех карманов. Потом дом закроем. Хранителем вещей назначена взыскатель по делу - Наталия Голенских.
- А каким образом Монаенковы смогут получить свое имущество?
- Его выдадут по описи в присутствии приставов. А если в течение двух месяцев хозяева не обратятся за своими вещами, их продадут с аукциона. Деньги перечислят на специально открытый счет. А в случае если Монаенковы захотят взломать замок и проникнуть внутрь, против них возбудят уже уголовное дело.
К сожалению, пообщаться с самими Монаенковыми не удалось. Известно, что Марина Александровна 8 апреля подавала заявление с просьбой отложить исполнительные действия на 10 дней. Также Монаенковы подали жалобу на решение областного суда в надзорном порядке. Но эти документы не приостанавливают действия судебных приставов.