На площадях и перекрестках Липецка установлено более 20 видеокамер слежения, а в ближайшие два года их количество увеличится до 70. От них вся информация стекается в единый Центр управления нарядами УВД Липецкой области.
Видео заменило постовых
Экран плазменной панели разделен на 16 частей. И в каждом квадратике светится узнаваемый пейзаж. Город виден как на ладони. Взгляд невольно привлекает фонтан на площади Петра Великого, вокруг которого движутся черные фигурки. Можно понять, что съемка ведется откуда-то сверху. Камера, видимо, установлена на одном из столбов на краю площади.
Один из квадратиков вдруг занял весь экран. И отчетливо стала видна площадь Революции с монументом. От него двинулась фигурка, пересекая оживленную трассу напрямик, где нет пешеходного перехода. И можно было разобрать, что подвергает свою жизнь опасности полная женщина. Лица не разобрать, а значит, за нарушение правил дорожного движения не накажешь. Но техника постоянно развивается и совершенствуется. Может, через несколько лет на экране можно будет увидеть лицо нарушителя и даже опознать его и после этого выписать квитанцию за нарушение ПДД. Сейчас так работает ГИБДД: камера фиксирует нарушение правил автомобилем и его госномер, после этого от уплаты штрафы не отвертеться.
"Мы ведем наблюдение за оперативной обстановкой. Сигнал к нам подступает с запозданием на две минуты, - пояснил Сергей МАМОНОВ, зам. начальника отдела обеспечения безопасности охраны общественного порядка УВД. - По системе навигации GPS сигнал от камеры доходит до спутника и обратно.
Как сказка стала былью
Некоторые уже нарекли эту систему видеонаблюдения "большой брат". По аналогии с книгой "1984" Джорджа Оруэлла. В написанной 70 лет назад антиутопии рассказывается о тотальной круглосуточной слежке за людьми. По городу были расклеены плакаты с надписью: "Старший брат смотрит на тебя", на каждом был изображен мужчина, и прохожим казалось, что его глаза следят за ними. На самом деле инструментом слежки служил телеэкран в жилых помещениях - мутная пластина, по назначению два в одном: инструмент пропаганды и контроля. Пластина ловила каждое произнесенное слово и вела съемку, а к кабелю подключалась полиция мыслей. И человек жил с чувством, что его каждое слово подслушивают, а за каждым движением наблюдают, и необходимо прятаться и держать рот на замке, чтобы не стать жертвой государственной машины насилия.
Пикет под надзором
В самых людных местах Липецка установлены 22 видеокамеры, поясняет Сергей Мамонов. К этой системе можно подключить и ручные видеокамеры. Оператор находится в толпе, которая проводит митинг, или на стадионе, где собрались болельщики, и ведет съемку. В режиме реального времени запись передается на телеэкраны дежурных компьютеров Центра управления нарядами и одновременно сохраняется в их памяти. У каждого из дежурных свой телефон традиционной милицейской линии 02, имеющей 16 каналов. Дежурный принимает сообщения от граждан и заносит в журнал. Параллельно вся информация заносится на диск компьютера, стоящий в соседней комнате. Звонить можно по сотовому (002), стационарному (02) телефонам и по тревожной кнопке, нажав которую, надо ожидать ответа дежурного, а потом передавать свое сообщение.
Проезд по картам
Деньги, которые, можно сказать, упали с неба, чиновники обещают практически целиком вложить в городской транспорт. Тем более, что выражение "дошел до ручки", уже давно к нему применимо. Средний возраст липецких автобусов и троллейбусов приближается отметке 11 лет, трамваев - 19. В городе эксплуатируются около ста "ИКАРУСов" старше 20 лет.
- На часть средств мы проведем реконструкцию базы на улице Ферросплавной, - пояснил Владимир Мигита. - Создадим там для людей удобные рабочие места, сделаем обновленные бытовки, приличные ремонтные боксы, построим современную мойку. Часть денег пойдет на закупку нового транспорта, скорее всего, предпочтение будет отдаваться автобусам иностранного производства. Они хоть и дороже, но по затратам на эксплуатацию дадут фору отечественным. Предполагается также закупить троллейбусы, а вот трамвайный парк расширяться не будет.
Наконец, городу обещана настоящая транспортная революция в виде закупки и установки в автобусах и троллейбусах автоматизированной системы учета перевозок пассажиров.
- Эта система основана на JPS, то есть на глобальном позиционировании, - открыл секрет Владимир Мигита. - Благодаря этому мы будем отслеживать движение транспорта, можем синхронизировать их. В автобусах будут установлены специальные считывающие устройства. Тогда мы в Липецке сможем использовать транспортные карты, наподобие тех, что мы используем в банках.
На этом месте Владимир Мигита достает из стола какой-то предмет, похожий на открывалку.
- Вот пример такой карты, - демонстрирует он вещицу. - Вот здесь у нее встроен чип, который хранит данные о количество денег на счете, с него считывается информация. Человек вошел в автобус - приложил карту к считывающему устройству, и у него со счета автоматически снимаются деньги за проезд. Таким образом, можно будет внедрить безналичный проезд, и нам уже не понадобятся кондукторы. А это прямая экономия средств. Кроме того, мы будем точно знать количество перевезенных пассажиров, является ли пассажир льготником или нет, мы сможем точно знать в каком автобусе на каком маршруте, сколько пассажиров проехало. Таким образом, можно будет уточнять нагрузку на маршруты, и регулировать поток движения автобусов.
"Умные" карты нужно будет покупать. Правда, насильно заставлять липчан приобретать их, пока никто не собирается. Специально для гостей города и пассажиров, которые не проникнутся духом революции, в салонах будут установлены кассы с отрывными билетами - точно такие, как в советские времена. Но власти не сомневаются, что липчане в большинстве своем приобретут транспортные карты, тем более, что сладких "пряников" в распоряжении чиновников предостаточно - например, возможно, деньги будут сниматься со счета исходя из того, сколько километров проехал пассажир. Рассматривается и такая возможность - человек платит один раз и в течение следующего часа ездит бесплатно.
Внедрение такой системы стоит от нескольких десятков до сотен миллионов рублей. Окончательная цена станет известна после конкурса, который возможен уже осенью. Если все пойдет по плану, то уже следующей весной новинка будет внедрена в городском транспорте. Правда, по словам Владимира Мигиты, чтобы проект приносил наибольший эффект, нужно, чтобы в нем участвовало как можно больше транспорта. Поэтому чиновникам придется убеждать примкнуть к проекту и частных перевозчиков.
Комментарий недели
Ужесточение санкций в отношении недисциплинированных водителей уже приносит положительные результаты - с цифрами на руках доказывают сотрудники автоинспекции.
"Отмечается значительное сокращение числа ДТП и их жертв, - сообщил начальник УГИБДД УВД по Липецкой области Алексей Аксенов. - Так, за 7 месяцев 2008 года на территории Липецкой области зарегистрировано 1209 ДТП, в то время как за аналогичный период прошлого года их было 1369. В ДТП в 2008 году погибли 138 человек, в 2007-м - 149. Получили ранения 1575 человек, в 2007-м - 1845".
Сокращение количества раненых в ГАИ связывают с тем, что "участники дорожного движения стали пристегиваться ремнями безопасности". Статистика могла быть и лучше, если бы автолюбители иначе смотрели на человека в другом автомобиле. "30% ДТП может не быть, если водители будут по-доброму относиться друг к другу", - сообщил Алексей Аксенов журналистам.
Большим подспорьем в ГИБДД считают недавно установленные видеофиксаторы скоростного режима. По мнению автоинспекции, уже одни только предупреждения, что в таком-то месте работают эти приборы, действуют на водителей очень благотворно. "И не важно, работают они на самом деле или сломаны," - высказалось по этому поводу одно высокопоставленное лицо. Впрочем, как оказалось, все-таки работают: за полтора месяца извещения о штрафных санкциях получили около пятидесяти нарушителей. Сейчас таких приборов в Липецке установлено всего 2: на улице Студеновской и на Октябрьском мосту.
"С момента, как мы установили видеофиксаторы на Октябрьском мосту он перестал считаться "гиблым местом", - сообщил начальник УГИБДД. - Если в 2007 году там произошло 19 ДТП, то в этом году - ни одного.
До конца года автоинспекция планирует установить в Липецке еще 2 таких прибора.
Смотрите также:
- На троллейбусах с пересадками. Воронежцы придумали новую систему транспорта →
- На липецкие дороги вышли «живые знаки» →
- Гонки на выживание →