Защити себя сам?

   
   

"Уголовно-процессуальный кодекс дал подсудимому 976 прав", - подвел итог липчанин Олег ТЮРИН. В настоящее время он исследует Кодекс РФ об Административных правонарушениях на предмет количества возможностей для защиты.

Граждане активно обращаются в суды не от желания сутяжничать, а по необходимости. Слишком часто чиновник сопровождает свой отказ заявлением: "Пусть суд нас поправит". И гражданину приходится выискивать в законах, какие права он имеет. А законодательные акты, будто специально, написаны суконным языком, который трудно понять простому человеку. Но отныне любой жалобщик может воспользоваться оригинальной системой подхода к российскому законодательству, которой делится с читателями "АиФ-Липецк" адвокат Олег Тюрин.

- Олег Владимирович, что вас подтолкнуло к такому неожиданному шагу как тщательный подсчет дарованных законом прав гражданина?

- Недовольство нашим отечественным правосудием на всех его ступенях - от создания законов до их применения правоохранительными органами и судами. Несколько лет назад один из липецких судов отказал моему свидетелю в уголовном процессе в праве дать показания. Коллегия облсуда проштамповала это решение. И только Верховный суд признал незаконным отказ и постановил устранить допущенное нарушение. В Уголовно-процессуальном кодексе РФ есть статья 47, в которой установлены права обвиняемого -21 позиция. Но они имеют общий, расплывчатый характер, как, например, право подсудимого на справедливое разбирательство его дела. Остальные права "запрятаны" по сотням статей (478) УПК РФ. На каждой стадии уголовного судопроизводства УПК РФ устанавливает свой перечень прав относительно предыдущей стадии судопроизводства. Существуют права обвиняемого, из которых вытекают другие права. И все это я привел в удобную для пользования систему.

- А конкретнее, сколько прав дал гражданину Уголовно-процессуальный кодекс?

- К примеру, у обвиняемого есть право отвода эксперта по основаниям, предусмотренным в законе (ст. ст. 61, 70 УПК). В то же время не установлено право обвиняемого знать, кто будет проводить экспертизу. А реализация права на отвод эксперта зависит от того, кто будет проводить экспертизу. Таким образом, у обвиняемого возникает право на получение сведений об эксперте. В 478 статьях Уголовно- процессуального кодекса содержится 976 позиций, которые обвиняемый в уголовном преступлении может использовать для своей защиты.

- Но кроме обвиняемых в процессе есть еще и потерпевшие. А сколько у них прав?

- Намного меньше, чем у обвиняемых, такое уж у нас законодательство. Я пока систематизирую информацию по этому направлению. В настоящее время я завершил подсчет прав участников арбитражного процесса, у меня готов проект "736 прав участника арбитражного процесса". В дальнейших моих планах систематизация прав, которые содержит административный кодекс. Это стало особо актуальным после ужесточения КоАП РФ, повысившего размеры штрафов. Рассмотрение дел по административным правонарушениям ведется без протокола, что делает гражданина бесправным. Ему почти невозможно собрать аргументы для отмены решения, если оно вынесено на основании незаконных доказательств.

- Кому может сослужить добрую службу ваша система подхода к законодательству?

- Она полезна всем, кто имеет отношение к судебному процессу. Прежде всего гражданам, в отношении которых ведет преследование государство или должностное лицо. Они должны хорошо знать свои права, чтобы использовать их для своей защиты. Об этом обвиняемым надо заявить перед началом процесса. Я советую им следить за написанием протокола, потому что именно в протокол смотрят судьи, когда изучают дело по кассации. Особое внимание должны обращать на протокол лица, дающие свидетельские показания в суде. Они имеют право прочесть протокол в части записи своих показаний и оценить, насколько верно они изложены. Ведь эти записи могут служить основанием для возбуждения уголовного преследования за лжесвидетельство. Ни секретарь суда, ни судья никакой ответственности не несут за то, что в протокол занесены неточные показания.

- Вы не боитесь, что ваша система заменит адвоката? Граждане купят вот такую книгу, в которой изложена ваша система, и будут судиться самостоятельно, как они делают во многих случаях. И вы с вашими коллегами останетесь без работы.

- И напрасно. В серьезных делах обязательно должен участвовать адвокат. Нужно знать особенности судопроизводства и иметь опыт участия в рассмотрении дел той или другой категории, чтобы использовать все права обвиняемого на защиту. Даже опытные адвокаты в особо важных случаях приглашают коллег, потому что одному невозможно проследить все нюансы дела. У нас нет прецедентного права, как в Англии. В наших судах рассматриваются дела в основном типичные, но решения по ним выносятся разные - с плюсом или с минусом.

- Почему так получается: плюс или минус? Это субъективность судьи или следствие несовершенства отечественного законодательства?

- В Госдуме очень мало юристов, оттого и законы получаются нечеткие. Я считаю, что законодателю было бы целесообразно сосредоточить права обвиняемого в одной статье каждой из глав УПК РФ и каждому праву присвоить порядковый номер. Это позволило бы обвиняемому активнее их использовать, а практическим работникам, судьям, прокурорам и адвокатам облегчило бы выполнение их функций.

Смотрите также: