Музыка осталась с нами

   
   

Любовь к классической музыке стала уделом немногих счастливцев. Её гармония и красота не всегда совпадают с нашими реалиями.

В Липецке сформировались интересные музыкальные коллективы: камерный хор и оркестры - джазовый, народных инструментов и симфонический. Для города, в котором нет своей консерватории, эти коллективы - немалое достижение, признак начавшейся кристаллизации культурного центра.

Демократичное искусство

Самое изысканное из искусств - симфоническая музыка - оказалось самым демократичным по аудитории и месторасположению концертного зала в областном центре. У музыкантов есть преданные слушатели, которые через весь город едут слушать музыку на окраину Липецка, где стоит отнюдь не самый лучший в городе недорогой рояль. Бетховен, Бах и Чайковский звучат в зале, у которого потолок в разводах от протёкшей воды, а оформление сцены - скромнее, чем в сельском клубе.

Недавно симфонический оркестр понёс большую утрату. Он проводил в последний путь своего художественного руководителя и главного дирижёра. Гаррий Минеевич Оганезов за четырнадцать лет работы в Липецке сформировал яркий творческий коллектив, с которым выступали многие видные российские музыканты.

Перед началом концертного сезона он дал интервью "АиФ-Липецк", которое сегодня воспринимается как творческое завещание. Тогда он с воодушевлением планировал программу и откровенно рассказывал о неразрешённых проблемах симфонического оркестра в городе с тонкой культурной прослойкой.

Каждый сезон - серьёзная программа

- Наш симфонический оркестр действует таким образом, что не повторяет свои концерты, - повествовал Гаррий Оганезов. - У него каждый сезон - новая серьёзная программа. Это до некоторой степени печально: нами подготовлено много музыки, которая достойна слушателя в любом концертном зале любого города мира и которую хорошо было бы повторить на гастролях и в следующем сезоне. Наш оркестр имеет опыт успешных гастролей за рубежом и по области. Нас "на ура" принимали в Германии, зал долго апплодировал. Такой известный артист, как Ренат Ибрагимов, остался доволен своим выступлением с нашим оркестром.

В Липецком симфоническом оркестре играют не звёзды мирового уровня, но добросовестное, трепетное отношение музыкантов к искусству и к своему труду приводит к тому, что они очень тщательно и эмоционально ярко готовятся к каждому выступлению. Оркестр не заражён "бациллой" снобизма, а работает в поте лица.

- Порой артисты стонут: мы работает за такие мизерные деньги. Я им отвечаю: в России всего пять оркестров, которые много зарабатывают, остальные находятся на таком же финансовом уровне, как у нас, - рассказывал маэстро. - Есть и объективные причины. Нам нужен свой большой автобус, чтобы мы могли поехать на гастроли в соседние области и в районы. За заказ одной поездки надо платить минимум десять тысяч рублей, деньги для нас огромные. В мире самые востребованные музыканты - российские. С нашим оркестром выступает тенор, который является украшением любой сцены, артистичный и красивый. Оркестр не может оплатить выступления приглашённых солистов, но благодаря добрым отношениям они рады выступить у нас, потому что им интересно играть с нашими музыкантами. И более того, они оплачивают свой проезд, мы им предоставляем только гостиницу.

Сколько стоит скрипка

Очень огорчала дирижёра слабая "материальная база" оркестрового коллектива: "Инструменты нашего оркестра устарели по модификации и качеству. Приобрести новые мы не в состоянии. Самый дешёвый из инструментов стоит несколько тысяч долларов. Но в тех городах, где руководители понимают классическую музыку, на покупку новых инструментов денег не жалеют. К примеру, для Свердловского симфонического оркестра была куплена прекрасная концертная скрипка за 100 тысяч долларов. Губернатор Россель, видимо, любит классическую музыку, потому что считает нормальным делом ездить со своим оркестром на зарубежные гастроли. А в Липецке музыканты не могут добиться, чтобы для них открыли приличный концертный зал, в который публике удобно было бы приходить. Зал в ДК Строителей расположен, можно сказать, в аппендиксе, до него неудобно добираться. Во многих городах залы бывших обкомов партии открыли для общества, они действуют как концертные. К примеру, в Белгороде такое же административное здание и такой же замечательной зал, как и в Липецкой обладминистрации, в котором проходят концерты, и это не мешает работе властей".

Полукруглый зал в здании администрации, как утверждал музыкант, "наигранное" место. Он из тех залов, в которых если играть второй, третий раз, то открываются особые акустические ниши. Такое же происходит с музыкальным инструментом. Если долго не играть на скрипке Страдивари, то она потухает. Вот и отдают её в опытные руки, музыкант начинает играть, разыгрывает инструмент, и она возрождается, появляется тот же самый прекрасный звук, что был и раньше.


Досье "Аиф"

Гаррий Минеевич Оганезов

(1937-2010) работал главным дирижёром симфонического оркестра Томской филармонии и дирижёром Одесского симфонического оркестра. С 1985-го - профессор кафедры оркестрового дирижирования Воронежской государственной академии искусств. С 1996 года и до последнего дня жизни - художественный руководитель и главный дирижёр Липецкого муниципального симфонического оркестра.

Смотрите также: