В начале июня Липецкий академический государственный театр драмы имени Л. Н. Толстого отметил 90-летие. А его главный режиссёр Сергей Бобровский завершает в Липецке свой третий сезон. О своём видении жизни театра, ориентирах и будущих премьерах Сергей Бобровский поведал корреспонденту "АиФ-Липецк".
Театр не рай - работа
- Сергей Александрович, все ли свои творческие замыслы вам удаётся воплощать на липецкой сцене?
- Моя задача, как главного режиссёра - сделать театр живым, интересным, выразительным. Я пришёл в сформированную труппу. У актёров есть особенности манеры игры, есть особенности поведения в театре. Но всё равно, как бы трудно ни было, положительный итог моей трёхлетней работы искупает все сложности. Нужно очень много сил и времени, чтобы создать совершенный, идеальный театр. И обязательно должен помочь случай. При подготовке к празднованию юбилея я детально познакомился с историей театра. Меня заинтересовало, почему именно моему предшественнику, Владимиру Михайловичу Пахомову, удалось реально сделать многое, создать здесь свой театр. Ведь до него липецким театром руководил нынешний главный режиссёр Крымского театра Новиков, фигура такого же крупного масштаба.
- Возможно, совпало время бурного расцвета Липецка как областного центра, город строился заново, промышленность развивалась, появлялись вузы?
- Да, мне стало понятно, что для успеха театра должен существовать определённый контекст: среда, амбиции руководителя и поддержка со стороны власти. Такую махину, как наш театр сдвинуть с места могут только очень большие вложения. Такой театр не может быть самоокупаемым. И у Пахомова всё это совпало. В его эпоху сложился определённый миф о липецком театре. Куда бы я ни приехал, все говорят, что в липецком театре - рай земной. В творческом и экономическом эквиваленте. На самом деле реальность другая. Я только мечтаю о такой поддержке.
Всегда хочется большего
- С вашим приходом появились новые лица в труппе. Их можно назвать актёрами нового типа. Все актёры должны стать такими же?
- Новые лица в театре - это новая энергия для его развития. Театр - жёсткое пространство для актёра. Если труппа не движется, не меняется - она мертвеет. А я не могу пригласить нужных мне артистов по экономическим причинам. Допустим, я строю свой театр. Мне не нужен бытовой артист. Мне нужен артист пластичный, музыкальный, быстро мыслящий, подвижный и живой. И такая же энергия должна овладеть всей труппой. Что-то мне удаётся. Но всегда хочется большего. Надо сделать так, чтобы нас заметили и в нас вкладывали средства. Я знаю, есть такие регионы, в которых для театра ничего не жалеют: это наш театр и мы им гордимся. Это не просто слова. Вот вам деньги на поездку на фестиваль. Вот вам квартиры. А мы об этом только мечтаем. Но мы работаем и надеемся на лучшее.
- А как вы выбираете пьесы для постановки? И почему вы ставите прозу?
- Да, уже три спектакля поставлены по прозе. Причём по оригинальным инсценировкам. "Обыкновенную историю" Гончарова я поставил к юбилею писателя на деньги министерства культуры. И это позволило сделать очень большой спектакль. Много декораций, много персонажей, большая продолжительность. "Смерть Ивана Ильича" я выбрал потому, что с юности люблю это произведение Толстого. Инсценировать было сложно, был риск. Но ощущение риска даёт драйв. Вдруг выдумается какой-то новый жанр. Хочется, чтобы спектакль был ярким и праздничным. Мне захотелось повезти всю труппу в Мелихово. И мы поставили "Мою жизнь" Чехова. Поездка была непростая, трудно было вместить спектакль с декорациями на музейной площадке. На наш спектакль пришло 400 человек, гипераншлаг по мелиховским меркам. Для постановки я выбираю произведения, которые для меня жизненно важны. Вся русская классика рассуждает о том, как жить и какие ценности выбирать. И это в наших постановках звучит впрямую. И почему мы живём не так, как следовало бы, растрачиваем свою жизнь впустую. Об этом кричат и Чехов, и Гончаров, и Толстой, и Достоевский, и Гоголь. Я хочу успеть в этой жизни разобраться с самим собой и своей жизнью. Если это интересно мне, надеюсь, будет интересно и другим людям. Если спектакль проходит мимо сердца, то он никого не заденет. Мои спектакли - это этапы моей жизни.
Оценивает зритель
-Какую степень эксперимента вы допускаете в своём театре?
- Всё относительно. То, что кажется экспериментом в Липецке, в Москве или на фестивале является пройденным этапом и "серятиной". В Липецке я работаю для конкретного зрителя. И уважаю его уровень понимания и стараюсь говорить с ним на доступном языке. В большинстве своём в театр приходят нормальные люди. И если говорить сложным театральным языком, то они не смогут воспринимать спектакль. Я не могу делать хулиганские выверты, все будут плевать в мою сторону. Я не ставлю пьесы, которые как пощёчина общественному вкусу. Зрители мне говорят: "В наш театр можно ходить всей семьёй". И это важно для меня. Я ставлю спектакли по произведениям авторов, которые являются нашей национальной гордостью. Наши спектакли помогают нам восстановить связь с нашими корнями, с нашим прошлым. Академический театр должен заново открывать классику для своего зрителя и воспитывать его.
Досье
Сергей Бобровский начинал монтировщиком сцены, потом работал сторожем и актёром. В 1999 г. окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. С 1998 г. ставил спектакли в разных городах, в 2003-2008 гг. возглавлял Бийский драматический театр, с августа 2008 г. работает в Липецке.
Смотрите также:
- Михаил Пореченков привез в Воронеж премьеру своего фильма →
- Юрий Бурэ о себе, актёрах и инновациях →
- Режиссёр театру - муж →