Он прибыл в Воронеж полтора года назад. Поменял столичную жизнь на жизнь в столице Черноземья. Поставил спектакль на сцене Воронежского драмтеатра, активно взялся за строительство Зимнего... Кто кого покорил: Петров Воронеж или Воронеж Петрова, остаётся загадкой. Однако, в любом случае, от этого все только выиграли.
На прошлой неделе театр драмы закрыл свой первый после реставрации сезон. И, пока появилось окно между репетициями и отпусками, корреспондент «АиФ-Черноземье» поспешила встретиться с Владимиром ПЕТРОВЫМ, художественным руководителем театра драмы им. Кольцова.
Зимний летом
- Не так давно состоялось открытие Зимнего театра. Насколько важно это событие в масштабах Воронежа?
- Это не просто новое здание, удобное для каких-то мероприятий, а здание, которое решено как художественный образ. Наша главная цель - не сделать это событием, а вернуть Воронежу памятник. Театр - это не свиноферма, и не новый завод, это то, что вроде бы не производит большой материальной ценности, но служит духовной жизни народа. Поэтому вдвойне приятно, что его всё-таки удалось восстановить.
- В чём особенность провинциального театра, в частности, воронежского?
- В принципе, никакой особенности я не вижу. Сейчас зрители посещают спектакли, в которых есть звёзды. В Москве приглашают знаменитых актёров, которые не состоят в труппе, чтобы постановка стала популярной. Зритель идёт посмотреть на живых артистов, которых раньше он видел только в кино.
Мне кажется, в провинции больше шансов найти артистов, работающих на общий художественный поток. Потому что все медийные лица очень много снимаются, и пригласить их на роль, значит, обречь себя на пытки: сегодня он занят, завтра тоже, послезавтра у него два часа, потом он опять занят… Люди зарабатывают деньги и продвигают свой имидж. В провинции нет такого объёма затей, которые могут отвлечь артиста от театра. Поэтому здесь работать легче.
Там учат актёров
- То есть наши актёры не уступают по уровню кинозвёздам?
- Конечно. Кроме того, кино - это не актёрское искусство. Там артист не отвечает сам за себя. У него есть несколько дублей, из которых потом выберут лучший. В кино невозможно сразу сыграть роль от начала до конца. А в театре ответственность актёра за результат - это ответственность человека, вышедшего на борьбу с залом и победившего в ней. В кино же артист - это фактура, там и собака может быть звездой за счёт хорошего оператора, монтажа и множества дублей.
- Как Вы оцениваете воронежскую актёрскую школу?
- Понимаете, любая школа учит всех, но поэтов появляется немного. Школа - это набор знаний, умений, которые могут помочь раскрыться таланту. По своему опыту, я знаю, что в любом театре существует не меньше десятка очень хороших актёров. Какой-то особый признак, как в Вахтанговской или Мхатовской школе, в Воронежской я выделить не могу. Здесь педагоги подготавливают артистов к тому, чтобы те могли профессионально выйти на сцену. Дальше всё в руках актёров. На каждом курсе есть лидер - надежда курса. И есть группа людей, которые тоже хороши, но находятся на вторых ролях. Жизнь показывает, что очень часто в театре роли меняются. Это тайна, потому что никто не знает, как протекает формирование человека вообще, и актёрской личности в частности.
Театр - в антракт?
- Что будет с другим театром драмы?
- Он изначально строился как концертно-официальный зал для съездов компартии. Для театра это здание было не очень приспособлено: артистам приходилось работать с подвесными микрофонами, а пространство не позволяло зрителям видеть глаза актёра. Я знаю, что существует распоряжение устроить там нормальный концертный зал, которых в городе, в принципе, нет. А театр переедет в Зимний. Правда, я просил, чтобы нам дали возможность поиграть репертуар на старой сцене ещё два года.
- Старые спектакли не будут переносить на новую сцену?
- Дело в том, что та сцена была размером 15 метров, а эта - 8. Чтобы перенести сюда спектакли, надо все декорации делать заново. Мало того, эти спектакли уже давно идут, они уже отсмотрены зрителями. Тратить на них деньги не имеет смысла. Поэтому мы и просим о возможности поиграть пока на старой сцене. А деньги будем тратить на новые постановки. Нам предстоит проделать большую работу: нужно приготовить 10-15 новых спектаклей.
Кроме того, у нас есть возможность экспериментировать на малой сцене Зимнего театра, приглашая молодых талантливых режиссёров. Они сегодня не хотят брать театр. Понимаете, художественный руководитель и главный режиссёр театра - это муж, а режиссёр-постановщик, приехавший на спектакль - это любовник. У него классный курортный роман на 2-3 месяца, после которого он уезжает, и остаются только светлые воспоминания. А роль мужа совсем другая - много контактов и взаимоотношений, не связанных с творчеством. Это гораздо сложнее. Юные таланты предпочитают роль «любовника».
- Какова ценовая политика Зимнего театра?
- Нам удалось построить театр на 300 мест. Мы стремились сделать больше, но архитектурные особенности зала не позволили. Да, наверное, цена 850-900 рублей за билет - это многовато. Я думаю, будем снижать стоимость. Возможно, что цены на десять премьерных спектаклей останутся на этом уровне, но остальные спектакли будут дешевле. Ещё я очень хочу делать целевые спектакли для студенчества и пенсионеров по более привлекательной цене.
- Может ли сложиться так, что вы останетесь в Воронеже?
- Я не представляю себе другого исхода. Мыслей о том, чтобы построить театр и уйти, нет. Я вообще люблю собирать труппу, строить дальнюю стратегию. Это крупное дело в моей жизни. Я сидел себе в Москве, работал, преподавал. Но всё бросил и уехал в Воронеж. И ничуть об этом не жалею. Даже если со мной что-то случится, то здание театра останется, а в него я вложил много душевных сил.