Просмотрено. Сдать в архив?

   
   

18 мая - праздник. Возможно, не такой известный, как те, которые мы привыкли отмечать с размахом. Однако к нашей области Международный день музеев имеет самое непосредственное отношение.

Конечно, музеи есть везде. И тем не менее Орел в этом смысле - уникальный город. Во-первых, потому что нигде больше нет такого средоточия литературных музеев: так распорядилась судьба и история, что именно на Орловщине жили и творили такие великие писатели XIX века как Тургенев, Лесков, Бунин, Андреев. Ну а во-вторых, музеи эти, кажется, доживают свой век. В полной нищете. И не оттого, что они не нужны людям. Просто они, похоже, действительно не нужны властям.

Дом на 2-й Пушкарной

Накануне Международного дня музеев я решила встретиться с хранительницей наследия Леонида Андреева. С заведующей домом-музеем писателя Ольгой ВОЛОГИНОЙ мы побеседовали в знаменитом доме нашего литератора-земляка на 2-й Пушкарной улице.

"Идея создать музей на 2-й Пушкарной, в доме, где прошли детские и юношеские годы Леонида Андреева, возникла в начале 60-х годов, - рассказывает Ольга Валентиновна. - И принадлежала она Леониду Николаевичу Афонину - директору Тургеневского музея и автору первой книги об Андрееве".

Самым же началом можно считать еще более ранний период - 57-й год. Тогда при создании музея писателей-орловцев был выделен зал и Андрееву. Там находились и некоторые вещи писателя, которые позже перекочевали в дом-музей. Тогда же стали собираться материалы. Афонин познакомился с родственниками Леонида Андреева, причем не только с теми, кого удалось разыскать в России, но и с эмигрантами.

Однако в 60-е не все складывалось просто. К тому времени, когда в доме писателя решили создать полноценный музей, на его площади жило несколько семей: наследники счетовода Свиридова, жившего в андреевском доме, когда писатель был уже в эмиграции. Для того чтобы выделить жильцам квартиры, средств у города не было. Большого желания, в общем-то, тоже. Да и выезжать из родного дома не каждому хотелось. В результате полноценные переговоры о том, что часть дома может быть передана городу, начались лишь в 1989 году. Кто-то отдал свою долю фактически безвозмездно. Именно так поступила известная тогда в городе врач-фтизиатр Антонина Семеновна Свиридова, перебравшись к детям в Ленинград и отдав свою часть почти за бесценок. Другие обитатели дома получили квартиры. И 21 августа 1991 года после долгих подготовительных экспозиционных работ музей все-таки открылся.

Открытие и... спад интереса

"Мы работали над экспозицией и совершенно не знали, что в этот момент происходит в стране, - вспоминает Ольга Валентиновна. - Сюда приходили люди, пикетирующие на площади Ленина, рассказывали, как они стояли там, нам помогали... Мыли окна... И тут же вновь уходили на эти пикеты".

Так вышло, что год открытия музея стал одновременно и годом начала спада интереса к музеям как таковым. В 60-е в музее писателей-орловцев было не продохнуть. Люди приезжали из Сибири, Владивостока. Ведь когда-то практически даром можно было объехать всю страну. Специально для того, чтобы познакомить россиян, а тогда еще жителей Советского Союза с великой культурой огромной страны, в города, полные достопримечательностей, приходили поезда. И в Орел тоже. "Поезд останавливался здесь на день, туристы успевали все посмотреть и ехали дальше, в Тулу", - рассказывает Ольга Вологина.

В 91-м в музей хлынули школьники, благо цена билета тогда еще никого не смущала. А еще постоянными посетителями стали студенты-автостопщики - из Москвы, Питера. Они приезжали с большими рюкзаками, еще не знали, где будут ночевать, но отыскивали наши музеи и с удовольствием бродили по залам, изучая экспозиции.

А что дальше? Смутные 90-е годы. И то, что называется "совсем плохо". В большей или меньшей степени люди в музеи приходили всегда. Однако в тот период хранители наблюдали по-настоящему страшную картину: бывало дети приходили и падали в голодный обморок. "Пока в стране не будет налажена экономика, ни о какой посещаемости музеев говорить вообще не приходится", - уверена Ольга Валентиновна.

"Культура должна быть национальным проектом"

В начале работы музея Андреева не было цели наполнять экспозицию подлинниками: район Пушкарных, мягко говоря, не спокойный. Так что причины для опасения были веские. Однако время прошло, обжились, поняли, что своих трогать не будут, и теперь практически весь дом наполнен вещами, когда-то принадлежавшими писателю. Большинство из них были переданы потомками писателя. Сами же они дом великого предка посещают нечасто: из заграницы до Орла далековато.

Итак, музей нужен школьникам, хранителям, почитателям творчества великого писателя, ученым, потомкам... Он относится к тем самым культурным памятникам, которые являются национальным достоянием России. Но относятся ли к нему и к другим подобным очагам русской культуры с должным почитанием и уважением? Как к достоянию?

Финансово орловские литературные музеи зависят частично от областного, частично от федерального бюджета. "Мы все восприняли как удар, когда узнали, что на 15 процентов сокращают финансирование культурной сферы по бюджету. А ведь бюджет принимается не на один год, а на пять. Хотя, конечно, культура - понятие слишком широкое. И Алла Борисовна, и смотритель, от которого зависит функционирование музея... Если поделить, то может показаться, что культура действительно живет. На самом деле - нет", - делится Ольга Валентиновна. И добавляет: "Культура должна быть национальным проектом. Иначе не будет ничего".

Музеи - частнику?

В прошлом году музей получил всего лишь 100 тысяч рублей на ремонт и празднование юбилея. Кое-как ремонт сделали. Но именно кое-как - лишь косметический, забыв о том, что рамы давно сгнили. В частных домах, которым является и дом-музей Андреева, нужно каждый год что-то делать. Иначе он просто разрушится. Как быть? На гранты проекты ни по реставрации, ни по ремонту не рассматриваются... Скопить деньги тоже нет возможности... Причем, по словам Ольги Вологиной, ситуация в музее Андреева еще не самая худшая. По-настоящему страшно обстоят дела с музеем писателей-орловцев, которому денег не выделяется вообще.

Обидно. Ведь Орел - единственный город с таким средоточием литературных памятников. У нас проводятся международные научные конференции и приезжающие гости удивляются: как можно не беречь то, что уже есть, бросаться своей историей... Они же помогли когда-то передать дом Леонида Андреева музею. Ричард Дэвис, андреевед, директор русского архива в Великобритании, выделил деньги, на которые музею удалось купить портрет писателя и организовать поездку в Петербург за архивом.

Во Франции над музеями прославленных французов гордо реют государственные флаги. А в России? У нас пока не умолкают споры о том, как просто было бы передать все эти "убыточные культурные объекты" в частные руки...

Смотрите также: