Игорь Федоров: "Сегодня даже к Богу все хотят ходить взводами"

   
   

Сейчас, когда в нашей стране, да и за ее пределами, без устали обсуждается феномен Путина как яркого образчика харизматичного лидера, мы решили разобраться, что позволяет простым смертным выделяться из толпы и есть ли такие, как Путин, на Тамбовщине. Помочь нам в этом согласился доктор социальных наук, профессор, заведующий кафедрой теоретической и прикладной социологии Академии гуманитарного и социального образования ТГУ им Г.Р. Державина Игорь ФЕДОРОВ.

Имидж - ничто или наше все?

- Игорь Алексеевич, прежде чем искать региональных деятелей с ярко выраженной харизмой и лидерскими качествами, хотелось бы разобраться в том, что есть имидж...

- Сегодня есть несколько школ, а следовательно, и несколько противоположных взглядов на имидж. Во-первых, имидж - это визаж, то есть все эти стрелочки, макияж и т. д. Во-вторых, имидж - это образ, хотя образов гораздо больше, чем имиджей (возьмите хотя бы стол, который есть образ, но об имидже стола говорить язык не повернется), так что это утверждение довольно спорно. И, наконец, имидж - это особый вид общения, где люди закрываются масками и всякими спецэффектами, стремясь достичь эгоистичной цели, а именно - скрыть истинного себя. Как осьминоги, которые выпускают перед собой чернильное облачко.

Другими словами, имидж - это наша выходная характеристика, сигнал о том, что мы готовы общаться, а значит, врать, изображая то, чем, в сущности, не обладаем. Как в той притче, где Бог сначала наделил всех людей тремя качествами: умом, волей и порядочностью, а потом решил, что и любых двух будет достаточно. Поэтому не удивительно, что 92-94% взрослого населения имеют имидж (женщины - практически 100%). Остальные 6-8% - это психически больные люди, либо девианты (опустившиеся люди: наркоманы, бомжи и т. д.) либо те, кто осознанно отказывается от имиджа (таких надо искать в монастырях).

- А что необходимо для построения эффективного имиджа?

- Если особенно не вдаваться в специальную терминологию, то скажу так: эффективным будет считаться не тот имидж, что удобен его носителю (возьмите хотя бы кандидата в Президенты РФ Андрея Богданова, который во всеуслышание объявил, что он масон, чем отпугнул многих потенциальных избирателей), а тот, который способен изменить групповое впечатление и позволить вам достичь таким образом желаемой цели.

Мы страшно боимся быть собой

- Ну а как насчет имиджей тамбовских деятелей? Есть ли у нас яркие лидеры?

- Ни одного. Ни один из руководителей Тамбовщины, представителей епархии или ветеранов не имеет ореола того харизматичного лидера, которого знали бы все от мала до велика. Это мое мнение. В нашем случае скорее надо говорить о наличии брендов. То есть совокупности имиджей. Здесь рейтинг не изменяется на протяжении многих лет: высшей степенью доверия обладает епархия, низшей - милиция. Второе место у областной администрации, где в последнее время начали серьезное внимание уделять вопросу формирования имиджа, третье - у учреждений образования. Низко стоит бренд социальной защиты.

- А бренд СМИ?

- Ближе к милиции, к сожалению. Видите ли, имидж как таковой должен строиться из нескольких подсистем: рекламы (когда упор делается на сильные качества), угрозы (насколько я сильный в глазах окружающих) и жалобы ("милое" слабое место, на которое постоянно намекают). У нас же как правило отыгрывается самая примитивная и стандартная, но всегда эффективная из них - реклама. Хотя опросы показали, что примерно 70% положительных оценок связаны с невербаликой, когда образ формируют не только слова. И не столько слова, а жесты, мимика, походка, одежда и прочие "мелочи".

- То есть вы хотите сказать, что не права была всем известная реклама и что имидж на самом деле - все?

- Именно. Тяга людей к имиджу растет, особенно среди молодежи. Согласно опросам, только 10% детей хотят сегодня быть похожими на своих родителей, остальные стараются "присосаться" к этому миру, быть как все, не будучи собой. Сейчас даже к Богу все хотят ходить взводами, а не поодиночке. Есть даже термин "имиджефилия" - когда мы боимся быть собой, не желаем ни в одном акте общения обходиться без имиджа. Это опасная тенденция, ведь если имиджи будут вбиты в нас намертво, появится новая цивилизация. Как у Пелевина в "Generation P"...

Смотрите также: