Слова "совершенно секретно" у многих ассоциируются со всевозможными тайнами и загадками. Особенно если речь идет ни много ни мало об архивах КПСС. Однако спустя годы оказывается, что многие из "тайн" ничего особенного из себя не представляют.
В ТОГУ "Центр документации новейшей истории" вот уже более 15 лет занимаются рассекречиванием архивов ВКП (б). С многих документов снимается гриф "секретно" и "совершенно секретно". Хотя некоторые дела так и остаются недоступными для простых тамбовчан. Подробнее о своей деятельности рассказывает директор ТОГУ "Центр документации новейшей истории Тамбовской области" Людмила ПРОВАЛОВА.
Книга как памятник истории
- 25 июня состоялась презентация первого выпуска бюллетеня "Рассекреченные документы Тамбовского областного комитета ВКП (б) за 1937-1945 годы". Что представляла собой работа над ним?
- Мы провели работу по обобщению, систематизации, технической обработке рассекреченных документов. Идея подготовки к изданию серии выпусков бюллетеней ранее секретных документов, созданных ликвидированными структурами КПСС регионального уровня, является оригинальной. Подобных выпусков нет ни в одном регионе России. Работа по рассекречиванию - это сложный, кропотливый труд. Приходится полистно изучать каждый документ, имеющий гриф "совершенно секретно" или "секретно". За прошедшие годы в центре изучено более 20 тысяч дел. Это свыше 2 млн листов. В них выявлено более 8 тысяч дел с ограничительными грифами, из которых полностью рассекречено 7688 дел, частично - 289 дел, оставлено на секретном хранении 230 дел.
- Чем ваша книга может заинтересовать современного читателя и когда планируется выход следующей?
- Эта книга - вершина работы по рассекречиванию документов. Хорошо, что управление культуры нашло средства на ее издание. Люди должны знать о нашей работе и ее результатах. Книга включает документы наиболее востребованного фонда Тамбовского областного комитета ВКП (б) - КПСС-КП РСФС за период от образования в области до победы в Великой Отечественной войне. Среди рассекреченных документы о первых итогах работы Оргбюро ЦК ВКП (б) по созданию Тамбовской области, о решении кадровых вопросов, некоторые материалы, связанные с репрессиями 1937-39 годов. В следующем выпуске, который выйдет в 2009 году, мы поместим документы за 1918-1928 годы.
Тайное должно стать явным
- Почему так необходима работа по рассекречиванию документов? Не проще ли было просто обнародовать их?
- Когда ликвидировали компартию, партийные архивы стали государственной собственностью. По указу президента стали создаваться государственные архивные учреждения, которые получили название "Центры документации новейшей истории". Большинство в них составляли секретные документы, которые прежде были доступны лишь избранным. А теперь все желающие стали требовать выдать им те или иные документы. Но на многих стояли грифы "совершенно секретно", а указа снять эти грифы не было, не было нормативной базы. Просто так выдавать документы всем желающим - не лучшая идея, хотя в министерстве мне сказали поступить именно так. Но ведь в них может содержаться государственная тайна... И тогда я приняла решение просматривать все документы. А так как в некоторых вопросах наши работники некомпетентны, то была создана межведомственная комиссия, чтобы рассматривать каждое дело. Туда входят сотрудники ФСБ, УВД и других компетентных органов. Они изучают документы и пишут заключение, можно ли рассекретить дело или надо оставить на нем гриф.
- Насколько, на ваш взгляд, востребована ваша работа сегодня?
- Судите сами - на презентации нашей книги набрался полный зал. Такое бывает редко. Мы боялись, что и в этот раз люди не придут. Но пришли даже те, кого мы не приглашали. Те, кто интересуется историей. Один мужчина сказал, что он родственник репрессированного, но фамилии этого человека не нашел. Так и ушел ни с чем, очень взволнованный. В последнее время мы вообще отмечаем рост интереса людей к истории своего края. В начале 90-х таких были единицы, тогда люди еще не привыкли к тому, что эта информация открыта. А в прошлом году таких было уже 100 человек. Я всегда призываю людей изучать историю своей родины. Любой человек может работать с архивными документами. Для этого надо иметь заявление и паспорт. А вот к секретным документам получить доступ сложнее: на это нужно разрешение соответствующего ведомства.
Смотрите также:
- «Мысль, что мы умираем, устарела». Библиотекарь о конце эпохи книгохранилищ →
- Коллекционер: «Отдать коллекцию за деньги – продать всю свою жизнь» →
- Почему не читаем? О засилье чтива и равнодушии чиновников →