В минувшем году ТОГУК "Тамбовконцерт", что в народе по-прежнему зовётся филармонией, Международной академией культуры и искусства П. Т. Стронского был присвоен статус "Национальное достояние - 2010".
Директор филармонии Владимир Строков стал обладателем звания Лауреата Международной общественной премии "Виват, Маэстро - 2010!" и почётного титула члена-корреспондента Международной академии культуры и искусства. В канун Нового года мы встретились с Владимиром Ивановичем, тем более что ушедший год для него был по-своему юбилейным. 10 лет на посту директора филармонии - это вам не шутка!
Повод подвести итоги
- Владимир Иванович, за то время, что вы возглавляете филармонию, со многими проблемами пришлось сталкиваться?
- Прежде всего о чём хочется сказать? Если уж мы затронули тему моего одиннадцатого сезона на посту руководителя Тамбовской областной филармонии, то минувшие десять лет - повод подвести определённые итоги. Когда я пришёл сюда директором, филармония имела почти миллион долгов. Представьте, десять лет тому назад какая это было огромная сумма! Многие жалеючи смотрели на меня, поскольку выхода из сложившейся тупиковой ситуации в развитии филармонического движения не виделось.
Проблемы, на самом деле, были. Но, скорее, в умонастроениях членов коллектива, в позиции руководства. Чисто по Булгакову: разруха госучреждения первоначально поселилась в головах. Помните, как это всё тогда было? Тёмные окна здания, пустующие репетиционные залы. Изредка, может, раз в месяц, появлялись заезжие артисты. Солисты филармонии то ли сами на сцену не выходили, то ли не давали им выходить - я, честно говоря, так и не разобрался.
- И много перемен за это время произошло?
- Безусловно, с тех пор многое кардинально изменилось. Во-первых, и это, считаю, главная перемена, сцена открылась для всех профессиональных артистов, которые хотят здесь работать. Прежде всего, конечно, для наших творческих коллективов. Присоединение к Тамбовской областной филармонии симфонического оркестра, тогда ещё начинающего молодёжного, точнее даже - не симфонического оркестра, а фонда симфонического оркестра - ещё одна значимая перемена.
- Помнится, становление его шло отнюдь не гладко? Было о чём голове болеть?
- Головной боли с этим обретением было куда как достаточно: часть музыкантов числилась в штате городского комитета культуры, часть - в штате области. Деньги получали в разных местах. Это как раз было время длительных задержек заработной платы, помните? Половина музыкантов оркестра, состоявшая в штатах областного ведомства, зарплату получали, а "городские" музыканты по два-три месяца сидели без зарплаты. Представляете? Вместе репетируют, вместе выступают на концертах, а в зарплатах - такой вот кавардак.
Мы постепенно становились на ноги
- Сегодня наша филармония - это целая плеяда великолепных творческих коллективов и исполнителей. Это - итог работы последних десяти лет?
- Ну почему же? Когда я пришёл в филармонию в качестве директора, здесь уже работал прекрасный коллектив - оркестр "Россияне". Был великолепный коллектив - он и сейчас есть - это артисты литературно- музыкального лектория, наши солисты, многие из которых имеют звание заслуженных. Такие, как Марина Овсепян, Нина Неокина, Валентина Знатных, Марина Леонтьева, Вера Дубовицкая, Наталья Царева, Зоя Загуменнова и многие другие. Поэтому филармония развивалась, филармония становилась на ноги, обрастала новыми коллективами, и через пять лет появилась такая возможность - создать губернаторский духовой оркестр, который сейчас, просто трудно сказать, в каком районе, в каком городе области не побывал. А также неоднократно выезжал за пределы нашей области на гастроли, и очень востребован.
С нашим губернаторским оркестром выступали такие, можно сказать, легендарные артисты, как И. Кобзон, народный артист России А. Безденежный, заслуженные артисты России А. Колотушкин, А. Герасимов, Ф. Арановский, В. Мясоедов, А.Халилов...
- Коль уж мы заговорили о знаменитостях, приоткройте завесу тайны: каким будет юбилейный, 30-й Международный Рахманиновский фестиваль?
- Так какая же это будет тогда тайна? Фестивальные концерты - это, уже традиционно, ведущие исполнители и творческие коллективы России, часто, да что там часто - практически всегда мировые знаменитости. Я не знаю уже, чем ещё удивить тамбовчан. Но вот что честно скажу: если финансирование фестиваля будет соответствующим, мы не просто удивим - мы поразим воображение нашего зрителя. Есть ряд интереснейших договорённостей, но говорить о них заранее у артистов не принято - не дай Бог сглазишь!
У меня появилась одна мысль - сделать гала-концерт из наших классических знаменитостей, которые сейчас находятся за пределами области. Таких, как Алексей Татаринцев, и многие другие. Вот вам и изюминка фестиваля. Надеюсь, что на юбилейный фестиваль их удастся собрать.
- Да уж, творческих идей Вам не занимать...
- Не буду спорить. И вот на что ещё хотелось бы обратить внимание. Посмотрите, сколько в ушедшем году было выпущено местных творческих проектов. Посмотрите, сколько мы наших, тамбовских звёзд зажигаем! Тот же самый Сергей Гладышев. Прекрасный баритон. Очень интересную создал программу. Искорка дарования в нём неоспоримая. Ему хочется проявлять себя! А помогают ему те же самые творческие коллективы. "Россияне", в котором он работает. Пусть дерзает. Главное, чтобы вот это стремление творить не перегорело.
- Филармония была признана Национальным достоянием минувшего года. Если уйти от общих слов, что лежало в основе признания?
- Мы занимаемся большой просветительской работой, уделяем ей много внимания и времени. У нас серьёзная социальная функция - к 65-летию Победы мы поставили перед собой скромную задачу, с которой справились, а вот бросать её мы не хотим. А задача у нас была одна: выступить в домах ветеранов, в детских домах, дойти до социально незащищённых слоев тамбовчан. Причём концерты были шефскими, бесплатными. Правда, я не скажу так однозначно, что все артисты филармонии под флагом благоденствия родного учреждения построились, и быстренько побежали давать бесплатные концерты. Не скажу так. Но большинство - да. Большинство это делает и делает с удовольствием. И мы будем продолжать эту работу. Не ради календарных праздников, пусть и великих. Потому, что иначе смысл многих вещей в нашей сущности просто теряется.
- Скажите, как в Вас самом уживаются администратор и артист?
- А никак не уживаются. Артист, я так чувствую, угроблен почти совсем, видите, какая нагрузка? Нагрузка огромная. Если посмотреть штатное расписание других филармоний, где у директора по пять - по десять замов, и ещё по двадцать замов у замов, то очевидно, что мы работаем с огромными перегрузками. Приезжают другие директора филармоний, говорят: "Ты или гений, или дурак". Или, подозревают, зарплата у меня чуть ли не под сто тысяч. Смеюсь: "Ошиблись, братцы, на два рубля. А в остальном так оно примерно и есть".
Если звёзды зажигают...
- Если стать на позицию человека прагматичного, скажите, а зачем все это? Есть же куда более легкий путь к процветанию: сдал зал под заезжих звезд, получил свои проценты, и ни о чем не переживай!
- Наверное, можно и так. Но давайте поразмыслим. Мы с Вами говорили о тех детишках, которые выступают у нас из районов. Из сельских школ, которые, хорошо, если на клубную сцену выходили. Мы подводим к тому, чтобы из этих детишек вырастали студенты, а из студентов могут вырасти - не изо всех - профессиональные артисты. И если мы не будем работать с тем материалом, который у нас есть, мы попросту срубим тот сук, на котором сидим. Для того, чтобы здесь работал профессиональный, хороший, крепкий коллектив, или нужно своих вырастить, или нужно чужих купить. В области нет средств покупать чужих. Значит, своих надо растить. Иного нам и не дано.
- Спасибо!
Смотрите также:
- Главный дирижер Тамбовского симфонического оркестра: «Не можем позволить себе выступать даже за пределами Тамбова» →
- Клара-Джуми Кан: «Любовь к классической музыке нельзя навязать силой» →
- С кларнетом и молотком. Зачем музыканту быть в хорошей форме →