Оставят ли погост? (04.07.2006)

   
   

С 1 июля вступил в силу областной закон о новой потребительской корзине. Прежняя на сегодняшний день оказалась маловата.

Силы не те...

Старое городское кладбище - место контрастное. Рядом, за забором, гудят проезжающие по улице Попова автомобили. Но в то же время соседства города на старом кладбище совсем не ощущается. От предприятий, оказывающих ритуальные услуги, идёт аккуратная дорожка, вдоль которой высажены ели. По бокам - покосившиеся кресты, увенчанные полинявшими звёздами "пирамидки", солидные надгробные плиты, установленные когда-то состоятельными горожанами. Заброшенных могил - абсолютное большинство. Но есть и очень ухоженные - подкрашенные, вскопанные, с цветами...

Посмотришь на надпись - выходит, что человек отправился на ту сторону Стикса ещё до революции. Но, видать, есть у него потомки, которые хранят память о покойном.

Ходить по кладбищу лучше по проложенным тропинкам. Потому что иначе непременно наступишь на сваленную оградку, напорешься на рассохшийся деревянный крест (поди угляди его в метровом бурьяне!). А смельчак, который рискнет идти по нехоженым тропинкам (читай - сквозь заросли клёна, крапивы и лопуха), наверняка выйдет на небольшую полянку, где валяются пластиковые стаканчики, остатки еды, пачки из-под сигарет, водочные бутылки и старые газеты. Таких мест, на которых "культурно проводят время" некоторые наши сограждане, на кладбище немало.

У забора встретился мужчина лет 45-ти. Молча стоит над могилами трёх своих родственников:

- Дай, думаю, навещу, пока время есть, - рассказал нам Владимир Литвинов. - Переносить-то могилки на Ячнево всё равно не буду - силы не те...

Так что же здесь будет?

В той части кладбища, что прилегает к перекрёстку улиц Чумичова и III Интернационала, уже вовсю ведутся "работы по реконструкции". В присутствии корреспондента "АиФ. Белгород" работники МУП "Ритуалбытсервис" принесли откуда-то из глубины кладбища два небольших красных ящичка, на которых были указаны фамилия, имя и отчество покойных - их прахам предстоит "переселение" на Ячнево.

- Мы с супругом очень благодарны сотрудникам ритуального бюро за содействие, - рассказала пенсионерка Екатерина Агеева. - Заявление о переносе праха моего отца мы написали ещё лет десять назад, когда пошли разговоры о скорой ликвидации кладбища. Мой папа - подполковник, ветеран войны будет перезахоронен на аллее Славы, как он этого заслужил.

Впрочем, многие другие горожане её оптимизма не разделяют.

- Решение о реконструкции принималось кулуарно, информация скрыта за семью замками, - поведала пенсионерка Зоя Петренко. - Осенью мы с мужем, по крупицам собрав средства из своих скудных пенсий, установили памятник на могилу моего брата. Обошёлся он нам в 10 тысяч рублей. Рядом памятник поставили буквально перед Троицей - разве стали бы люди тратить деньги, если бы знали о реконструкции? А тут - взгляните - убирают могилы тех, чьи родственники забыли дорогу на погост. На мой взгляд, это самый настоящий вандализм на городском уровне!

Присутствовавшая во время нашего разговора представитель МУП "Ритуалбытсервис" (свою фамилию она назвать категорически отказалась) пояснила, что ликвидации кладбища не планируется, его просто приведут в порядок, вырубят заросли, очистят от мусора и, возможно, даже откроют своего рода музей под открытым небом. Перенос же останков осуществляется исключительно по желанию родственников и за счёт городского бюджета.

Правда, несколькими днями ранее в городском управлении архитектуры нашему корреспонденту сообщили, что на месте кладбища запланирована "зелёная зона". Да и тот факт, что решение принималось кулуарно, порождает немало вопросов. Помимо пары объявлений на столбиках, адресованных родственникам похороненных со стороны улицы III Интернационала, никакой другой информации (хотя бы посредством СМИ) ответственные структуры не распространяли.

С чьей подачи?

Старое городское кладбище имеет весьма солидную историю. Как отмечает в своей книге краевед Александр Крупенков, оно открыто в самом конце XVIII века и активно использовалось вплоть до апреля 1967 года. Чуть ли не половина покоящихся на нём людей - ветераны Великой Отечественной. На кладбище похоронены купец Николай Чумичов, поэт Виталий Буханов, капитан милиции Фёдор Хихлушка (каждый год в День милиции коллеги возлагают цветы на его могилу). Здесь же покоятся главный режиссёр драмтеатра, директора обувной фабрики, мясокомбината, хлебокомбината...

Идею сноса кладбища власти лелеяли давно. В 1987 году затея горисполкома провалилась: слишком велик оказался общественный резонанс. В 2000 году для придания кладбищу статуса некрополя при администрации города был создан Совет по реконструкции и благоустройству. Три года спустя настоятель Николо-Иоасафовского собора протоиерей Леонид Константинов высказал идею снести кладбище и разбить на его месте городской парк. Краеведов возмутил тот факт, что ограду собора возвели прямо на старых могилах. Выходит, мёртвая паства никому не нужна?

Год назад инициативная группа разработала научную концепцию историко-мемориального комплекса "Белгородский некрополь". Письма были направлены в адрес губернатора и мэра. Совет по реконструкции и благоустройству официально никто не распускал, но фактически он не работает.

- Нас даже не оповестили о переменах на кладбище, - сетует член совета историк-краевед Елена Комарова. - Кладбище нуждается в реконструкции, но оно должно остаться кладбищем. И нет ничего страшного в том, что оно находится в центре города. Напротив, это лишнее напоминание о том, что мы смертны и должны соизмерять свои поступки с совестью...

Почти 20 лет назад поэт-фронтовик Владимир Фёдоров написал такие строчки:

Мне очень горько, земляки,

Я вижу стрелы старых улиц,

Но с чьей недрогнувшей руки

Вы на святое замахнулись?

И правда - с чьей? "АиФ" будет следить за развитием событий.

Смотрите также: