Липецк, 19 октября – АиФ-Черноземье
Евдокиевское кладбище
Оно расположено рядом с церковью Святой Евдокии за мемориальным комплексом на площади Героев. Зайдя за ворота, я осмотрелась. После июньского урагана на могилах сухие ветки, некоторых захоронений за бурьяном и вовсе не видно, старые каменные плиты сложены в кучу.
Около могилы с гранитным крестом стояла женщина средних лет, которая впоследствии представилась мне как Любовь Сергеевна Федонова и рассказала:
– Здесь похоронен строитель Липецкого духовного училища и почетный гражданин нашего города Иван Ионович Нарциссов. Обидно, но даже оградки у него нет – холмик со скошенной травой и надгробие… А вот могила летчиков, о которых поет Эдита Пьеха – «Огромное небо одно на двоих».
И действительно, за чьими-то могилами ухаживают, а за теми, у которых давно нет «хозяев» – забывают.
– Настоятель Евдокиевской церкви отец Николай пытается следить за кладбищем, но здоровье у него слабое, – продолжала Любовь Сергеевна. – Он в одиночку не справляется: ведь сухие деревья надо спецтехникой убирать.
По мнению женщины, решать проблему надо вместе. Например, объединится городским чиновникам и активистам общественных организаций и время от времени убирать заросли.
– Сюда приходят бабушки и сажают цветы на могилах чужих людей, –поделилась со мной Федонова. – Правда, не часто…
Первое кладбище, которое я посетила, не принесло утешительных результатов. Я отправилась на следующее – на окраину города.
Студеновское кладбище
Оно действует только для родственных захоронений. Обидно, но ни таблички с названием кладбища, ни должного ухода за могилами я тоже не увидела. Все, что привлекло мое внимание – новые ворота. А рядом с ними – ржавый мусорный контейнер, давно отслуживший свой срок. Новые я не нашла: на месте, где они должны стоять – куча кладбищенского мусора, который, явно, никто не спешит убирать.
За калиткой яблоку негде упасть: могилы одна на другой. Чем дальше я шла, тем ужаснее становилась картина. Упавшее сухое дерево (видимо, тоже после урагана) «захватило» сразу несколько захоронений – убрать его родственникам усопших уж точно не под силу.
– Как часто убирают кладбище, – я поинтересовалась у Надежды. Женщина наводила порядок на могиле мамы, которой не стало несколько лет назад.
– Сколько сюда прихожу, ни разу не видела, чтобы убирали. Может, только перед Пасхой, – поделилась липчанка. – Хотя, слышала, что деньги на это выделяются большие.
Побродив среди памятников и бурьяна и окончательно убедившись, что большая часть погостов в полном запустении, я отправилась дальше – на действующее кладбище.
Кладбище Трубного завода
Местные жители называют его «элитным». Оно и не спроста: там похоронены известные горожане – заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, профессор, автор более 600 книг С.А. Шмаков, лауреат Государственной премии РСФСР в области театрального искусства В. М. Пахомов, чиновники, военные и другие липчане.
Контрасты по чистоте Трубного и описанных здесь ранее кладбищ –внушительные. На центральных дорогах не увидишь ни бумажки, а надгробия – стоят целое состояние – своеобразный музей похоронных мемориалов.
Но и там бетонные коробки (без мусорных баков) забиты травой и старой кладбищенской утварью. Может, коммунальщики собирают все это руками?
Кто хозяин – тот и в ответе
Разумеется, часть могил ухожены их живыми родственниками, но… Что же тогда делать с погостами без хозяев?
Где-то кладбища сносят и на их месте разбивают парки, как например, ЖиМ в Воронеже, где-то возводят церкви, а где-то и вовсе – строят многоэтажки.
Кто должен отвечать за бардак на кладбищах в Липецке и как часто оттуда вывозят мусор, я поинтересовалась у главного смотрителя областного центра Сергея Столповского:
– Дело в том, что управление главного смотрителя и городская администрация отвечает только за содержание кладбищ: освещение, вывоз мусора, асфальтирование, обрезку деревьев. Эти виды работ мы выставляем на аукцион, и та организация, которая выигрывает торги – ими и занимается. Ежегодно на уход за кладбищами выделяется 10 млн рублей. А то, что мусорных контейнеров нет – так удобнее. Что касается захоронений – они в собственности родственников, и мы не имеем права там убирать. Единственное кладбище, по которому сейчас решается вопрос о переводе его в муниципальное – Евдокиевское. Пока об этом ведутся переговоры.
Получается, что даже если кладбище заросло – никто и не вспомнит о чужих могилах – к чему пустые хлопоты…